Михаил Жванецкий мог попасть в тюрьму за взятку - «Эксклюзив»
Друзья сатирика открыли «СтарХиту» некоторые детали его прошлого. Еще в 1995-м году, выступая перед высокопоставленными лицами из прокуратуры, Михаил Жванецкий попал в неловкую ситуацию, из которой ему удалось достойно выйти. По случаю дня рождения артиста его окружение поделилось весьма захватывающей историей.
Сегодня, 6 марта, сатирику исполняется 83 года. Несмотря на солидный возраст, Михаил Жванецкий активно гастролирует – на днях вернулся в Москву после выступлений в Германии. Со сцены он шутит уже больше пятидесяти лет, но близкие отмечают, что в повседневной жизни юморист веселить окружающих не любит и в больших компаниях предпочитает отмалчиваться.
«Мы познакомились со Жванецким на заре его карьеры, – говорит «СтарХиту» его друг, декоратор Александр Петровский. – Часто бывало, на каких-нибудь посиделках все стухнут и начинают просить Мишу рассказать смешную историю. Мол, ты же юморист, давай, разряди обстановку! Но он почти всегда отказывался: хохмить на заказ для двадцати человек, сидящих за столом, не для него.
Как-то на одном мероприятии, где сплошь и рядом были высокопоставленные лица, Жванецкого достали просьбами развеселить гостей. Он сдался и рассказал анекдот, да такой пошлый, с матом, что у всех вокруг лица повытягивались. Повисла неловкая пауза, начался неодобрительный шепот… Жванецкого выручил Иосиф Кобзон, который воскликнул: «Ну что вы такие ханжи, вот вам добавки!» И выдал еще более неприличную историю… После этого казуса от Жванецкого отстали. Миша сам по себе скучный, во всем любит порядок и иногда даже излишне осторожен. Ему всегда не особо нравилось выступать перед служителями правопорядка, ведь в его арсенале было много острых шуток на грани фола как раз про представителей органов.Но он понимал: люди такого уровня отказ не примут – перекроют кислород и выступать со своими шедеврами Жванецкий станет не на главных площадках страны, а в подъездах. Так что приходилось не раз читать монологи в… бане, куда его приглашали сотрудники КГБ. Миша рассказывал, как генералы катались со смеху от его баек, а после «официальной части» обязательно оставляли его попить пивко, поесть раков – он их обожает. Как-то спрашиваю: «Не страшно одному к ним в парилку идти? За острый язык дадут тебе веником по хребту, мало не покажется!» На что Жванецкий отшутился: «А чего бояться-то? Я уже большой, скоро 50 лет стукнет».
В середине 1990-х его пригласили выступить в прокуратуре. В большой конференц-зал вместимостью 300 человек пришли все – от генерала до уборщицы. Специально для Жванецкого выделили комнату, в которой он готовился к выходу на сцену. Публика встретила сатирика на ура, за кулисы Мишу проводили под шквал аплодисментов… Он отправился в гримерку, а следом за ним пошел сотрудник органов.
Зашли, и тот протянул конверт – мол, получите гонорар за работу. Жванецкий смотрит на белый прямоугольник и говорит: «Еще в прокуратуре мне левака не хватало…» И спрятал руки за спину. Тот не успокаивается и продолжает настаивать: берите, вы заслужили, мы вас так любим! Но Жванецкий не уступает: «Не возьму и все! Я, по-вашему, совсем рехнулся, чтобы брать эти деньги? А вдруг они меченые? И примут меня под белы рученьки прямо тут – благо, далеко ходить не надо». Парень попыталась объяснить, что у него приказ от начальства – вручить конверт, если не выполнит, получит по шапке. И смотрит преданными глазами.Жванецкий подумал и предложил: «Хотите отблагодарить за труд? Несите официальную ведомость, в которой прописано, что эти деньги предназначаются мне по закону». Парень почесал затылок и пошел делать, как сказали. Через пять минут принес неверующему артисту талмуд, открыл на нужной странице, а там графа: «Гонорар Михаилу Жванецкому – 15 рублей». Только тогда друг успокоился и взял деньги. А потом часто шутил, мол, все-таки они были не совсем законные, потому что с него не взяли подоходный налог 13%. Гонорар за то выступление Жванецкий называл «левак, доходящий до маразма» и часто любил рассказывать историю его получения – но только в компании самых близких людей».