Евгений Евтушенко: «Поэт – это должник!» - «Эксклюзив»
«СтарХит» вспоминает самые яркие высказывания литератора. 1 апреля скончался великий русский поэт Евгений Евтушенко. Он был кумиром нескольких поколений, любимцем миллионов россиян, главным советским сердцеедом и страстным футбольным болельщиком.
Петербургский корреспондент «СтарХита» несколько раз встречался с Евгением Александровичем – однажды даже принес ему подписать книгу «Весь Евтушенко», на что мастер с иронией заметил: «Неужели вы думаете, что в этой книге собран «весь» Евтушенко?», - явно намекая на то, что его произведений намного больше, чем собрано в сборнике, в котором тысяча страниц. «СтарХит» вспоминает самые яркие высказывания литератора о любви, России, женщинах, поэзии и футболе.
О поэзии
Евгений Александрович был актером, сценаристом, даже пробовал себя в режиссуре, но главным в его жизни была, конечно, поэзия. Вот что он говорил об этом: «Я все равно считаю, что без стихов нам не построить, не создать ничего путного! У меня даже есть такие строчки: «Россия без поэзии российской была бы как огромный Люксембург…»
«Несколько лет назад мы вместе с Михаилом Задорновым решили провести вечер поэзии в Кремлевском дворце съездов – многие тогда отнеслись к этой идее скептически, сколько было «фом неверующих». Даже Дима Дибров все говорил мне: «Евгений Александрович, вы все-таки неисправимый идеалист, если хотите воскресить 60-е годы на нынешнем фоне, когда разрушена любовь к поэзии, нет молодых выдающихся поэтов». В конце своего монолога он неожиданно произнес, что съест шляпу в случае аншлага… Зал был не только переполнен, но и на 70 процентов состоял из публики возраста до 25 лет. А Дибров свою шляпу все-таки не съел», - говорил Евтушенко.В своем интервью он признался, что хотел бы, чтобы нынешняя поэзия не теряла гражданственность. «Поэт – это должник!» - говорил Евтушенко.
«Он начинается с того, что всем должен: он должен своим учителям по литературе, должен своему народу, должен людям помогать находить правду, ориентироваться в этом мире. Поэт должен проникать в суть явления, уметь предвидеть, «читать» мысли, чувства. Надо для всех писать! И даже для тех, кто с тобой не согласен. Хорошая поэзия способна делать людей другими – делать лучше. И меня самого она сделала лучше…».Он говорил, что пишет для всех, и у него нет целевой аудитории. Однажды поэту довелось прочесть стихи Президенту России Владимиру Путину, который присутствовал на вечере памяти Анатолия Собчака. После чего Путин подошел к Евтушенко и сказал: «Дорогой Евгений Александрович, вы и половину не знаете того, что знаю я, но я просто поражаюсь, как вы все правильно сформулировали».
О том, что не нравится
«Знаете, я ненавижу два слова в русском языке: раскрутка и тусовка. Написал как-то: «Нам заменила дружбу, как бесовка, виляющая бедрами тусовка». Включаю телевизор и понимаю, что нынче раскручивать пытаются нули, которые поют под фонограмму, да еще и нулевой текст. А их раздувают как мыльные пузыри до размеров дворцов спорта и стадионов».
О своем стиле
В один из своих визитов в Петербург, приехав зимой в БКЗ «Октябрьский», Евгений Александрович рассказал мне о своих ярких и стильных рубашках, которые он носит.
«Вот эта синяя, из сатина, моего дизайна, с ней в комплекте идет кепочка. По моей просьбе, в рубашке есть четыре скрытых кармана - для документов, бумаг. Сшила мне ее одна эмигрантка из Союза, ведь американцы такую рубашку никогда бы не смогли сшить! Я придумал уже несколько дизайнерских фишек для своих рубашек. Мне даже предложили в Америке открыть свой фирменный магазин, но мне не до этого – весь в работе. Предложил им: «Давайте прямо при этом магазине сделаем бар!»Об алкоголе
Евгений Александрович считал себя «хорошим барменом». Действительно, он знал толк в хорошем вине, любил чачу, водку, многие другие алкогольные напитки. Он вспоминает, что когда был молод, то чаще всего пил водку – при этом, в то время он увлекался карточными играми, играл «втемную» - хотя у преферансистов непринято так делать. Они ставили ему условие: «Пей из горла, без закуски водки, тогда мы с тобой сыграем!»
«В состоянии алкогольного опьянения я почти никогда не писал стихов! Просто в тот момент, когда я начинаю выпивать, то этот процесс меня затягивает, хочется продолжать дальше - зачем мне еще глупостями заниматься (улыбается)? Но для себя я усвоил один простой момент: вино преумножает то состояние, в котором вы находитесь. Поэтому, если вы в депрессии, то лучше не прибегать к алкоголю, потому что депрессия ваша только увеличится…», - дал совет Евтушенко.О прошлом
«Как бы ни было заманчиво, возвращаться в прошлое не стоит… Я считаю, что там было довольно много плохого, но мне жалко, что мы выбросили многое хорошее из прошлого. Не понимаю, куда делать взаимопомощь между людьми - в тяжелые моменты это всегда было! В нынешнее время каждый стал сам за себя, слово «тусовка» подменило понятие «дружба». Мне кажется, что сейчас стало меньше порядочных людей. Думаю, это связано с огромным количеством соблазнов…»
О супруге Марии
Удивительно, но обо всех своих женах Евтушенко всегда отзывался с большой любовью и теплотой. Он говорил, что с каждой из них он мог бы провести всю жизнь – но обстоятельства складывались иначе. Много лет его супругой оставалась Мария Новикова, которая до последнего была рядом с ним. Близкие Евгения Евтушенко назвали причину его смерти
«Да, у нас с Машей тридцатилетняя разница в возрасте, но она не в счет. Я ей посвятил такие строчки: «Любимая, прошу тебя, сумей стать хоть немного матерью...» Любопытно, но Маша может в каких-то ситуациях относиться ко мне по-матерински, а я ведь три раза чуть не умер. Во многом то, что я живу и то, что я все еще занимаюсь любимым делом – ее заслуга. Я ей очень благодарен за это. Любовь - это удивительное слияние, высшая точка природы, когда мужчина и женщина не чувствуют границ между телом и душой. Этим она и прекрасна, и ничего выше этого момента нет. Когда тело сливается с душой, ты не знаешь, где твоя душа, а где тело», - признавался поэт.О футболе
Главной страстью поэта был спорт – он очень любил теннис, но особое внимание уделял футболу. С Евгением Александровичем можно было часами говорить об игре, причем, не только о современных спортсменах, но и о славных советских временах. Он даже написал книгу «Моя футболиада». Когда я три года назад задал ему вопрос об игре нашей команды, то услышал ответ: «Смотреть на игру нашей сборной больно!»
«Я не получившийся великий вратарь! Даже какое-то время играл в дубле знаменитой команды «Динамо», но пришлось выбирать другой путь. Я еще помню времена советских футболистов, таких как Всеволод Бобров, Алексей Хомич, Сергей Сальников… В СССР играли другие ребята: после матча или тренировки они пешком ходили от стадиона «Динамо», а не рассекали на шикарных иномарках по городу - при этом все они были добродушными и приятными в общении, не то, что нынешние футбольные «звезды», которые получая миллионы долларов, втихаря думают: как бы побыстрее слинять отсюда! Поверьте, так и есть!» - рассуждал Евтушенко.