Татьяна Васильева - «Актёры»
Биография
Народная артистка России (1992).
Премия «Ника» в номинации Лучшая актриса» (1992).
Приз за женскую роль на фестивале «Кинотавр» (1993).
Еще с раннего детства Татьяна Григорьевна Васильева мечтала о карьере актрисы. Несмотря на чрезмерную опеку со стороны родителей, которые не пускали ее никуда из дома, боясь ,что с ней что-нибудь произойдет, она умудрялась посещать всевозможные кружки, театральные студии. Успеваемость, однако в школе оставляла желать лучшего.
После школы Татьяна Васильева отправилась в Москву с одной заветной мечтой – поступить в Школу-студию МХАТ. Родители же решили, что дочь просто поехала на экскурсию в столицу.
Поступив с первого раза в Школу-студию МХАТ (мастерская В. Маркова, В. Богомолова, Е. Морез), Татьяна дала родителям телеграмму. Отец тут же отправился в Москву к ректору – он решил забрать документы дочери, считая, что актриса – это не профессия. Ректор все же уговорили его оставить дочь и дать ей возможность доучиться.
В 1969 году Татьяна (тогда еще Ицыкович) окончила Школу-студию МХАТ и стала актрисой Московского театра Сатиры.
Первый брак
В театре она познакомилась с актером Анатолием Васильевым , они поженились в 1973 году. Татьяна поменяла свою фамилию на фамилию мужа. Эта фамилия осталась у актрисы на оставшуюся жизнь, не смотря на то, что впоследствии они развелись. От первого брака у Татьяны остался сын Филипп (1978).
Кино. 70-е – 80-е годы
В 1971 году актриса впервые снялась в кино в детском фильме «Всмотритесь в это лицо». Нескладная, высокая, с низким трубным голосом, она искала свое место в кинематографе довольно долго. Единственной заметной работой Васильевой в 70-е годы стала роль Энни в телевизионной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975). Однако это была не та роль, которая могла дать актрисе «путевку» в большое кино.
Первой настоящей удачей стала Дуэнья в одноименном телефильме 1979 года. Славу закрепила комедия «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), где Васильева сыграла роль всезнающей Сусанны.
Другие роли тех лет: Наташа в сатирической новелле «Сто грамм для храбрости», Элеонора в комедии «Вечерний лабиринт», фрекен Розенблюм в сказке «Пеппи длинный чулок», Туанетта в телевизионной комедии «Мнимый больной», Офелия в мелодраме «Салон красоты».
Второй брак
Сама актриса говорит, что долго сражалась со своими комплексами, постоянно переживала по поводу своей не совсем подходящей внешности, казалась себе этакой неуклюжей дылдой. Но затем все изменилось: «В один прекрасный момент вдруг почувствовала, что завладеваю зрителем, умею держать его внимание – значит, прекрасна. И комплексы улетучились как бы сами собой…А какое это потрясающее ощущение, когда понимаешь, что зрители заворожены тобою! Иногда в спектакле наступает такой момент, что ловится каждое твое слово. А если еще почувствуешь, что «взяла» зал, то можешь держать паузу минуту, а то и больше. И зрители будут сидеть, затаив дыхание столько, сколько я захочу».
В театре Сатиры Татьяна Васильева познакомилась с актером Георгием Мартиросяном, который пришел в театр в 1980 году. Они вместе играли в спектакле «Гнездо глухаря». «Спектакль имел успех, а у нас появилась какая-то вольтова дуга – прямо искры летели. И когда я предложил Тане выйти замуж, она согласилась, хотя была замужем за актером Анатолием Васильевым», – вспоминает Мартиросян.
В 1983 году Татьяна Васильева перешла в театр имени Маяковского. К тому времени она рассталась с Анатолием Васильевым и вышла замуж за Мартиросяна. В 1986 году у них родилась дочь Лиза.
Но и этот брак оказался неудачным – в 1995 году Васильева и Мартиросян развелись. Татьяна Григорьевна утверждает: «Знаете, я любовь представляю себе иначе. А так, как это было у меня, – это к любви мало имело отношения. О женщине нужно заботиться просто как о близком человеке, которого ты боишься лишиться. Вот этого я никогда не ощущала, что меня боятся потерять. Всегда было ощущение, что если меня не будет, то и хорошо».
В настоящее время Татьяна Васильева не замужем.
Кино и театр. 90-е годы
В кино 90-е годы принесли Татьяне Васильевой множество ролей. Причем, не все работы актрисы в кино можно назвать достойными ее таланта. От многих из них можно было бы и отказаться. Актриса засветилась в большом количестве комедий, довольно низкого уровня: «Болотная Street или Лекарство против секса», «Бабник-2″, «Большой капкан, или соло для кошки при полной Луне», «Хочу в Америку», «Жених из Майами» и многих других.
Но были в те годы и удачные роли (которых откровенно сказать было меньше). Так в 1992 году в драме «Увидеть Париж и умереть» Васильева сыграла мужественную и энергичную женщину Елена Орехова, пережившую сталинские репрессии и лагеря, которая живет в коммунальной квартире и мечтает отправить сына, талантливого пианиста, в Париж. За эту роль она получила приз «Ника» и премию «Кинотавра».
С 1990-х Васильева играла помимо Театра им.Маяковского также и в других театрах (Клитемнестра в спектакле Петера Штайна «Орестея», 1993; Ирина Николаевна в спектакле Иосифа Райхельгауза «Чайка», 1998).
Работа в настоящее время
Несколько лет назад актриса ушла из театра им. Маяковского, а точнее была уволена за прогулы. Васильева вспоминает: «Нашла, как говорится, коса на камень: я задерживалась на съемках и не успевала к спектаклю, где играла одну из главных ролей, а администрация театра не пожелала пойти мне навстречу и произвести замену спектакля».
В настоящее время Васильева официально числится в театре «Школа современной пьесы». На самом деле она успевает выступать как в этом театре, так и во многих антрепризах. В последнее время ее почти не бывает в Москве: постоянные гастроли, в основном дальние – Сибирь, Север, Дальний Восток.
В кино Татьяна Васильева последние годы снимается крайне редко. Одной из последних работ после нескольких лет перерыва стала роль театрального критика в сериале «За кулисами» (2002).
Дети Васильевой не пошли по стопам родителей. Сын Филипп закончил юридический факультет в университете землеустройства. Дочь Лиза учится на первом курсе РГГУ, на факультете радио- и тележурналистики.