Обмани меня: как врать по науке - «Новости»
Глаза в глаза
«Лжец отводит взгляд» – это очень распространенный миф. На самом деле все обстоит наоборот – человек, который врет, буквально ест собеседника глазами. Ему важно, во-первых, создать иллюзию открытости («Посмотри в мои честные глаза!»), а во-вторых, проверить твою реакцию на свои слова. Отсутствие визуального контакта – признак страха или тревоги, но не лживой натуры. Обрати внимание, куда человек смотрит после заданного вопроса. Вспоминая прошлое, мы глядим налево или налево и вверх. Но если мы включаем воображение, направление взгляда меняется на противоположное – вправо или вправо и вверх. У левшей все наоборот.
Высокий голос
Когда мы привираем, наш голос становится на тон выше – это касается и женщин, и мужчин. Тембр меняется не от самого факта вранья, а от стресса, вызванного им и страхом разоблачения. Конечно, если разговор проходит на повышенных тонах, высокий голос может свидетельствовать о том, что собеседник нервничает и предчувствует скандал. Но в случае когда он начинает пищать в ответ на самый нейтральный вопрос, есть смысл насторожиться.
Слишком гладкая речь
Непринужденно импровизировать во время вранья могут единицы. Большинство же всегда продумывает «легенду» и несколько раз проговаривает ее про себя. Поэтому вранье похоже не на живую речь, а на заученный текст. Обычно мы при разговоре бекаем и мекаем, откашливаемся, делаем паузы, подыскивая слова. Но лжецу ничего подыскивать не надо, и он говорит гладко, быстро и без запинок. Чтобы выбить вруна из колеи, спроси его о чем-нибудь постороннем, не относящемся к беседе, – если он опять начнет говорить с запинками, как все люди, значит, до этого точно врал.
Когда человек врет, он неосознанно вставляет в речь лишние прилагательные, уточнения и сложносочиненные обороты. Внезапная многословность в ответ на простой вопрос – тревожный звоночекВажные мелочи
Сочиняя историю, человек продумывает детали – но лишь те, которые намеревается упомянуть. Если же спросить его о подробностях, которые он не учел, лжец уйдет от ответа, впадет в раздражение или начнет тянуть время – например, повторяя вопрос. «Спрашиваешь, сдал ли Витек дядину квартиру? В каком смысле – сдал ли Витек дядину квартиру? А, ты про ту, что на окраине? С чего тебе это вдруг интересно? Да откуда мне знать, отстань!»
Схожие показания
Иногда лжец привлекает к своей гнусной деятельности друзей, которые в случае чего подтвердят: да, правда чинил с Витьком машину. Но если все они говорят одно и то же – дело явно нечисто. Будь это правдой, Саша сказал бы, что они трепались в гараже, Колян – что твой врун заглянул на минутку, а Аркадий поведал бы о том, как трансмиссия полетела и как он сам все сделал, пока остальные ему советами мешали. Люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному и, рассказывая о ней, концентрируются на различных деталях. Но если все показания сходятся слово в слово – это ложь.
Реакция запаздывает
Врать и одновременно следить за лицом очень трудно. Поэтому эмоциональные реакции лжецов обычно запаздывают: сперва человек говорит «Ой, я так рад!» и лишь после этого улыбается. Тот, кто действительно радуется, улыбнется еще во время произнесения этой фразы. К тому же сфабрикованные эмоции держатся на лице намного дольше искренних. Мы сияем от радости 2–4 секунды, а затем выражение лица меняется. Но если собеседник сияет таким образом уже секунд 10, он вряд ли действительно счастлив. Кстати, американские психологи в ходе эксперимента выяснили, что каждый человек в мире говорит неправду один-два раза в день.
Помеха слева
Пытаясь выяснить, врет человек или нет, смотри на левую сторону его тела – она гораздо хуже поддается осознанному контролю. Ложь – это всегда стресс, который ищет выхода и находит его в неосознанных движениях. Мы можем «усмирить» правую сторону тела, а вот мелкие движения левой чаще всего просто не замечаем. Левая рука выписывает на столе загогулины, левая нога нервно постукивает по полу – все, явка провалена.