Михаил Светин испортил отношения с Данелией, Гайдаем и Райкиным - «Новости»
Он был королем розыгрышей. И, по иронии судьбы, в самом сообщении о его смерти содержится заведомо неточная информация. Умер не Светин, потому что настоящая его фамилия Гольцман, а свой псевдоним он взял в честь дочери Светы. И умер не на 85-м году жизни, потому что на самом деле он родился не 2 декабря 1930-го, а годом раньше.
Светин мог бы погибнуть еще в 1941 году. Весной ему поставили туберкулез и отправили лечиться из родного Киева в Алупку. 21 июня врачи решили, что он здоров, но отправить его домой не смогли из-за начала войны. К тому времени родители Миши поехали в Ташкент, и мальчика снарядили туда же со случайными попутчиками, дав с собой нехитрую снедь и 200 рублей на дорогу. Мальчик добрался благополучно, а остальных детей, которые не уехали из санатория, убили оккупанты.
Михаил Светин неизменно производил впечатление трогательного и незлобивого комика. Однако на протяжении всей свой долгой карьеры он умудрился исполнить отношения со многими режиссерами. Окончив в Киеве музучилище по классу гобоя, Светин приехал в Москву поступать в театральный, но не прошел в Щукинское, ни в ГИТИС. Пришла идея поступать в театр миниатюр Аркадия Райкина. Излишняя самоуверенность молодого актера тогда подвела. «Поселили меня в гостинице «Центральная» — в одном номере с водителем Райкина Сережей. Мастер выбил для меня место ученика и суточные — 26 рублей, в месяц набегала приличная сумма, - вспоминал Светин в интервью Tele.ru. – И тут со мной начало твориться нечто невообразимое. Крыша поехала! Я начал гулять по ресторанам: выпивки, девочки… Если не пускали в кабак, кричал: «Я ученик Райкина!» — и открывались любые двери. Репетиции начинались рано, в 11:00 Райкин был уже на сцене, а я еще с гулянки не заявился. Молодой, здоровый, сутками не спал. Он вызывал меня в кабинет и пытался привести в чувство. «Миша, у нас так не делают: не опаздывают, не прогуливают, не курят, не приходят с похмелья», — говорил он мне тихим голосом. Дошло до того, что я совсем совесть потерял и, как позже Гайдаю, начал делать замечания… ему самому! Заявлял: «Вот тут вы неправы». А он в ответ: «Это не я, Миша, это режиссер так поставил». Чаша его терпения лопнула, когда я устроил драку с одним актером и довел супругу Райкина, Руфь Марковну, до белого каления. Тогда мне в мягкой форме указали на дверь».
После посещения актерской биржи труда пришлось Михаилу Семеновичу ехать в Камышин Сталинградской области. «В «Браке поневоле» я играл плешивого старикашку, а мою молодую жену — 17-летняя артистка Бронислава Проскурнина. Красивая невероятно! Фигурка — глаз не оторвать. А я любвеобильным был, красивых женщин не пропускал. Через два месяца говорю ей: «Давай поженимся». — «Нет, я должна подумать», — отвечает мне Броня. «Тогда я женюсь на дочери Гуро!» — «Я согласна». Расписались. Через год она мне заявляет: «Все, разъедемся с тобой». Провоцирует, намекает, что актеры ветреные: сезон закончился — любовь прошла. Я уговариваю: «Броня, я же порядочный человек». И вот уже 55 годков мы вместе». С женой Светину довелось изрядно помытариться по стране, играя в театрах в Кемерово, Пензе, Иркутске, Петропавловске, Петрозаводске и недолго в Киеве. Лишь в 1980 году его пригласили в Ленинград, где он до самой смерти трудился в стенах академического театра комедии имени Н. Акимова.
В кино Светин сыграл более 120-ти ролей, создав запоминающиеся образы шофера Воронкова в «Афоне», пройдохи-соседа авантюриста Горбушкина в «Не может быть!», инженера Брунса в «12 стульях», домового Фому Брыля в «Чародеях», аптекаря в «Человеке с бульвара Капуцинов». Своей лучшей работой считал при этом роль в «Не было бы счастья» Константина Ершова. «Маленький одинокий человечек, которому не с кем пообщаться, поэтому вечерами он выходит в подъезд с помойным ведром в руках и ждет, пока кто-нибудь не сядет в лифт, - характеризовал свое участие в этом фильме Светин. – Последним вбегал в него и будто случайно подпрыгивал, лифт застревал, и… начиналось долгожданное общение. Мне, как и моему герою, тоже всю жизнь не хватает собеседников. Люблю эту картину. Жаль, что она не очень известна, хотя в ней снимались прекрасные актеры — к примеру, молодой Мягков. Да я и сам был не старый — чуть больше пятидесяти».
Увы, далеко не со всеми режиссерами Светину удалось сохранить добрые отношения. С великим Леонидом Гайдаем у него возникали трения как во время работы над «Не может быть!», так и в более поздний период. «Стыдно признаться, но почему-то я слишком много о себе думал и вел себя вызывающе, часто раздавал «ценные указания» и даже давал советы самому Гайдаю! – каялся актер за три месяца до смерти. – Слышу, как тот говорит оператору: «Здесь бери Светина крупно». А я замечаю: «Нет, что вы! Тут надо снять мой выход издалека». Видимо, чтобы со мной, дураком, не связываться, он согласился. И получилось черт те что. Я же не знал, что все артисты борются за крупный план, и пытался играть как в театре. До сих пор не понимаю, почему он вообще меня не выгнал». А в «На Дерибасовской отличная погода, на Брайтон бич опять идут дожди» он и вовсе отказался сниматься у Гайдая: «В предыдущем фильме «Частный детектив, или Операция «Кооперация» я висел на крюке и говорил дочери: «Надо прощаться». А здесь опять: «Надо сдаваться». Снова та же эмоциональная краска!» И Леонид ¬Иович Гайдай, у которого большие актеры с радостью снимались в маленьких эпизодах, после паузы спросил: «Миша, а что бы вы хотели сыграть?» — «Надо подумать», — важно ответил я. «Тогда до лучших времен», — сказал мне Гайдай и повесил трубку. Это был наш последний с ним разговор. Каца сыграл Джигарханян».
Своим уходом Михаил Светин опроверг небезызвестный тезис Иосифа Сталина «Незаменимых у нас нет». Уже стало известно, что спектакль «Дон Педро», где Михаил Светин исполнял главную роль, исчезнет из репертуара Санкт-Петербургского академического театра комедии имени Н. Акимова, где он работал, сообщает ТАСС со ссылкой на художественного руководителя учреждения Татьяну Казакову. Руководство театра не найдёт достойную замену актеру. «Один спектакль, «Дон Педро», уйдет полностью, там найти замену невозможно. Спектакль «Тень» останется. Вопрос со спектаклем «Свадьба Кречинского» тоже очень тяжелый, решение еще не принято», — подчеркнула Казакова.
Прощание со Светиным предположительно пройдёт 2 сентября. Артиста похоронят на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.