Театральный гений Константина Райкина - «Новости»
Его творческий диапазон невероятно широк: он великолепен в комедии, драме и гротеске. Каждый его выход на сцену – это триумф актерского искусства. Зрители помнят его и по киноролям – начиная от фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Труффальдино из Бергамо» и заканчивая неподражаемой ролью в мини-сериале «Ошибка Пуаро».
Драгоценное воспоминание
Константин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде. Его отец, Аркадий Исаакович, был известным на всю страну актером и руководителем Государственного театра миниатюр, мама работала вместе с мужем.
Райкины были в вечных разъездах – семья месяца на два приезжала в Москву, потом жила в Ленинграде и «гастролировала» в других городах. Костю таскали за собой «в рюкзаке за плечами». Бывая в столице, семейство Райкиных имело в гостинице «Москва» номер, где Костю «сдавали» бабушке. Все прочее время его воспитанием занималась нянечка-татарка. Райкин вспоминает: «Я очень переживал, когда моя няня, чрезвычайно заботливая, но жутко невежественная женщина, принималась кричать в общественном месте: «Это сын Райкина идет, пропустите его без очереди!»… Еще одним моим детским позором была одежда, привезенная родителями из-за границы, причем на вырост… Так вот все друзья бегали по двору в нормальной советской одинаковой одежде цвета какашек. А я выходил и стоял возле подъезда, боясь пошевелиться и испачкать красоту…»
Костя рос подвижным мальчиком, и его отдали в спортивную гимнастику. Выполняя упражнение на брусьях, он сломал нос. Впоследствии он еще не раз сломает нос, правда, уже участвуя в драках…
«Мои родители обладали удивительным качеством: никак на меня не давить, глобально не влиять. Я сам принимал все важные решения… – вспоминал позже артист. – Только спустя годы я узнал, что папа задолго до моего поступления понял, что я буду актером. Когда мне было 11 лет, на отдыхе в парке он решил меня протестировать, есть ли у меня талант. Папа мне сказал: «Двигаясь вокруг этой клумбы, изобрази человека от рождения до смерти». Я изобразил. Он ничего не сказал. Но по его лицу я тогда понял, что он доволен увиденным. Это воспоминание – драгоценное!»
Дело всей жизни
В школе Райкин всерьез готовился стать биологом. Поступать в театральное он решил уже после экзаменов – поехал в Москву и подал документы в театральное училище имени Б.В. Щукина. Блестяще показал себя на первом же прослушивании и был зачислен.
Многие тогда поступление Райкина восприняли скептически: мол, поступил лишь благодаря знаменитой фамилии. Но уже на первом курсе он заставил завистников пристыжено умолкнуть. По словам Владимира Этуша, одного из педагогов Райкина, он был не просто очень талантливым студентом. Его отличала еще и поразительная дисциплинированность. Не прийти на репетицию или опоздать было для него немыслимо.
Вскоре артист получил приглашение Галины Волчек в театр «Современник». Ему было сложно – многие долго воспринимали его лишь как сына великого отца. В «Современнике» Райкин проработал десять лет, сыграв за это время тридцать восемь ролей.
В 1981 году Константин перешел в Ленинградский театр миниатюр под руководством Аркадия Райкина. Вскоре театр переехал в Москву, а в 1987-м его переименовали в Московский театр «Сатирикон».
Когда не стало Аркадия Райкина, руководство «Сатириконом» перешло к его сыну. Строительство нового театра превратилось в главное дело его жизни, Константин начал искать для театра новое лицо. На сцене появились «Служанки» Жана Жене, спектакль имел огромный успех. В 1995-м состоялась премьера спектакля «Превращение» Кафки, и за роль Грегора Замзы Райкин получил премию «Золотая маска». А моноспектакль «Контрабас» Патрика Зюскинда стал настолько выдающейся работой артиста, что принес ему вторую «Золотую маску». Все роли, сыгранным Райкиным, просто не перечислить… За годы руководства «Сатириконом» ему удалось создать театр, пользующийся огромным успехом у зрителей. Спектакли идут при неизменном аншлаге.
Сам артист не скрывает, что руководитель он жесткий. «Сатирикон» называют театром строго режима… – говорит Райкин – А без определенной собранности ничего в театре не сделаешь. Я очень мягкий и добрый человек, но могу оторвать башку… Меня называют Бесноватым. Это вопрос темперамента!»
«На экране и бездарный человек может неплохо выглядеть…»
Он дебютировал в кино еще в 1969-м, в фильме «Завтра, третьего апреля…». Известность же к актеру пришла с выходом вестерна «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова. В работе над ролью Константину пригодились детские наблюдения за няней-татаркой. Так, выражения «кажный шакал», «какай бай» и прочие он заимствовал из ее словарного запаса. А еще актер выполнял все трюки без дублера. Но по-настоящему, без памяти, зрители полюбили его после комедии «Труффальдино из Бергамо».
В последнее время Райкин снимается в кино редко. Он давно сделал выбор – в театре ему гораздо интереснее. «В кино дубляж, монтаж, компьютерная графика, всякие фигли-мигли способны нас обмануть. На экране и бездарный человек может очень неплохо выглядеть, – считает артист. – Я, наверное, сегодня не так популярен, как раньше, когда снимался. Но это мой выбор.…Зато, как Колобок, мог бы составить список тех, от кого я ушел, кому отказал, начиная от Алексея Германа, все-таки великого режиссера, и заканчивая Спилбергом».
И всё же в 2002-м Райкин согласился на роль Пуаро. Эту роль, скорее всего, надо расценивать как зов сердца. «Я люблю Агату Кристи, и Эркюль Пуаро – интересный образ. А главное, это связано с режиссером Сережей Урсуляком…Серёжа так построил процесс съемок, что это не помешало моей работе в театре», – признался артист.
«Без руля и без ветрил…»
Помимо работы в театре, Райкин преподавал в Школе-студии МХАТ, взращивая новое поколение артистов, затем создал и собственную театральную школу. Молодежь, по его словам, приходит учиться почти необразованная. «Я имею дело с очень талантливыми обезьянками, которые даже и не слезли еще – я их на деревьях учу. Хожу под деревом и с помощью бананов подбрасываю знания, – рассказывает Райкин о студентах. – Бывают исключения, но в основном они темные совсем! Институт для них – это такой интеллектуальный и социальный лифт, который за четыре года поднимает их невероятно!»
Артист убежден, что сегодня одна из важных задач государственных структур – срочно заняться образованием, культурой и искусством. «Это необходимо! – говорит он. – Потому что сейчас люди существуют без руля и без ветрил, а главная национальная идея – это деньги».
Пельмени, собаки и кусты смородины
Он не сразу обрел семейное счастье – трижды пытался создать семью. Первый брак с Еленой Курициной, студенткой студии Олега Табакова, закончился болезненным разводом.
В 1979-м, еще будучи в законном браке, Райкин встретил юношескую симпатию – Алагез Салахову. Прежние чувства вспыхнули снова. Актера не смутило и то, что у каждого из них тогда была своя семья. В результате они сошлись, но брак не продлился долго.
И лишь с актрисой Еленой Бутенко Райкин сумел создать крепкую семью. В 1988-м в семье Райкиных появилась дочь Полина, продолжившая актерскую династию. Закончив Щукинское училище, Полина играет в театре им. Станиславского и сотрудничает с «Сатириконом».
Райкин встает в семь утра – каждый день, без исключений. Его день расписан по минутам. Ему не всегда удается уделять семье столько внимания, сколько хотелось бы. Театр – не просто его профессия, это его жизнь. Но умеет он и расслабляться – приезжая после спектакля на дачу, с удовольствием гуляет с собаками. Он говорит, что когда просто дотрагивается до них, его покидает накопленный за день негатив. Проводит по кустам смородины рукой, из него словно опять уходит что-то ненужное...
Райкин считает себя человеком по сути русским – по культуре, менталитету. Он не прочь «побаловаться» водочкой и пельменями. Любит Пушкина и Достоевского, музыку Шуберта и Верди. В людях же артист больше всего ценит доброту, а вот чего он не терпит, так это бездуховности и рабства. Старается жить по формуле, определяющей всю его судьбу – везет тому, кто этого заслуживает.
Цитата: