«А зори здесь тихие»: ах, война, что ты сделала, подлая! - «Новости» » Спорт - Мира
Спорт - Мира » Новости разное » «А зори здесь тихие»: ах, война, что ты сделала, подлая! - «Новости»
«А зори здесь тихие»: ах, война, что ты сделала, подлая!  - «Новости»

Фильм Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие» вышел в российский прокат 30 апреля. Небольшая деревушка в мае 1942 года жила непривычной для столь сурового времени мирной жизнью. Местные жители ежедневно устраивали попойки. Солдаты, расквартированные здесь скорее для проформы, зверели от безделья и
Фильм Рената Давлетьярова «А зори здесь тихие» вышел в российский прокат 30 апреля.

Небольшая деревушка в мае 1942 года жила непривычной для столь сурового времени мирной жизнью. Местные жители ежедневно устраивали попойки. Солдаты, расквартированные здесь скорее для проформы, зверели от безделья и предались всем порокам. Разрешая очередной конфликт, старшина Васков (Петр Федоров) умоляет майора (Анатолий Белый) прислать ему непьющих бойцов, равнодушных до женского пола. И бывалый офицер находит Соломоново решение: вверяет привередливому командиру в подчинение девушек-зенитчиц.

Бабы — натуры сложные, а потому у требовательного Васкова с ними тоже поначалу дело не ладится. Вредная командирша Кирьянова (Екатерина Вилкова) постоянно норовит поддеть его обидными шуточками. Рядовые зенитчицы то и дело его поднимают на смех, хотя в первом же бою с них слетает вся спесь, и они ведут себя геройски. Пока старшина выясняет отношения с девушками, одна из них — Рита Осянина — обнаруживает в лесу двух немецких диверсантов. Догадавшись, что они идут взрывать железнодорожную станцию, Васков берет в подмогу пятерых зенитчиц и отправляется с ними противнику наперерез.

Кадр из фильма «А зори здесь тихие»

Легшая в основу фильма повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» (1969) в очень компактной форме поднимала множество важнейших вопросов. В центре книги - реальный случай, когда шестеро солдат ценою своих жизней не пустили врага совершить диверсию на станции. Васильев начал уже было писать, но потом понял, что его замысел лишен оригинальности и сделал своих солдат девушками. Отсюда — непафосное изображение войны. В повести Васильева есть место не только подвигу, но и растерянности, трусости, агрессии, сомнениям, как поступать в экстремальной ситуации. Это как раз то, чего насущно не хватает нашим фильмам батального жанра, заточенного на зрелищность и «клубничку».

Режиссер Ренат Давлетьяров и сценарист Юрий Коротков очень бережно отнеслись к литературному первоисточнику. Сюжетная линия и диалоги героев перенесены на экран практически без изменений. Если мотивации героев требовали дополнительных пояснений, то создатели вкладывали в их уста фрагменты авторской речи. Получилось очень убедительно, естественно и трогательно. На премьере многие рыдали.

Разночтения, конечно, есть, но они, как обычно, касаются идеологических моментов. Например, Лиза Бричкина, по версии Короткова-Давлетьярова, является дочерью раскулаченного крестьянина, а родителей Гали Четвертак репрессировали. В этом нет попытки очернить советский строй — просто авторы новой экранизации пытаются донести до нас простую, но, увы, трудную для восприятия наших современников мысль, что Родину необходимо защищать даже тогда, когда ты от нее ничего хорошего не видел и не ждешь. Еще один важный эпизод, которого в оригинале не было: хозяйка дома, где живет на постое Васков, молится за старшину, поэтому, он, вероятно, и возвращается живым.

Ренат Давлетьяров настаивает на том, что его детище не является ремейком фильма Станислава Ростоцкого 1972 года. Коренных различий несколько. Во-первых, старшина Васянин у Дроздова был представлен недалеким недотепой, цепляющегося за букву устава. Новый Васков в исполнении Петра Федорова намного сложнее: он потерял всех близких людей и именно по этому тяжело сходится с людьми, чтобы не допустить новых утрат. Во-вторых, флешбеки, обрисовывающие довоенную судьбу главных героинь, сделаны не театральными, а естественными.

Сами героини тоже выглядят более объемными. Музыкально одаренную Комелькову играет известная певица Женя Малахова, которая своей ослепительной улыбкой бьет в сердце мужчин так же прицельно, как Ольга Остроумова в экранизации 1972 года. Замороченную еврейку Гурвич сыграла Агния Кузнецова — заботливая училка из фильма Германики «Да и да». Поневоле испытываешь гордость за наших современниц, которые сыграли так пронзительно, что при выходе из кинотеатра долго вспоминаешь окуджавовские строки: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая!»


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!