Неземная Анастасия Вертинская - «Новости»
В шестидесятые Вертинская была кумиром целого поколения, в семидесятые – иконой стиля, в восьмидесятые стала легендой. А потом... она ушла из театра и перестала сниматься в кино! Сегодня сцена Анастасии Александровны – ресторан, названный в честь ее великого отца.
Уникальная актриса, одна из советских икон стиля, появилась на свет 19 декабря 1944 года в Москве. До ее рождения семья проживала за границей, и лишь за год до появления на свет Насти Вертинские получили разрешения вернуться в Россию. Отец Анастасии – известный поэт, композитор и исполнитель Александр Вертинский, родоначальник авторской песни. Мама, Лидия Вертинская, была художницей и актрисой. Вместе с сестрой Марианной Настя с детства «купалась» в родительском обожании. Родители старались дать девочкам лучшее образование, особое внимание уделялось музыке и иностранным языкам.
Ранняя слава
Анастасия мечтала стать балериной, но об этом пришлось забыть – девочке отказали по причине лишнего веса. Все планы изменились, когда в 1961 году пятнадцатилетняя девушка получила главную роль в фильме «Алые паруса».
Именно тогда она решила посвятить себя актерской профессии. Вскоре на экраны вышла еще одна лента, «Человек-амфибия», где Вертинской вновь досталась главная роль – Гуттиэры. Анастасия так хотела сниматься, что ради фильма даже научилась плавать. И настолько в этом преуспела, что на съемках ныряла без акваланга.
«Человек – амфибия» стал лидером кинопроката, и Настю узнавали всюду – на улице, в метро, в магазинах. Известность сильно угнетала девушку, ведь в те времена не было телохранителей и машин с тонированными стеклами. Вертинская ездила в тех же поездах, что и все советские граждане. Так же, как и все, она стояла в очередях за хлебом, – а в это время каждый стремился не просто поговорить со звездой, но и излить душу, и прикоснуться, и «оторвать кусочек». Именно с тех пор она стала бояться толпы.
В профессиональном же плане всё развивалось как в сказке – Вертинскую пригласили работать в Московский театр имени Пушкина. И вот Анастасия, даже не имея за плечами театрального образования, уже гастролировала с актерской труппой по всей России.
Несмотря на раннюю славу, в Театральный институт Вертинская попала лишь со второй попытки. Поступая впервые, она попросту не сдала экзамены. И возможность реабилитироваться появилась у нее лишь благодаря отлично сыгранным ролям.
Позже ее карьера шла лишь по нарастающей – она играла Офелию в «Гамлете», снималась в «Войне и мире» и в «Анне Карениной». А работа в театре МХАТ позволила ей почувствовать себя настоящей актрисой. Она участвовала во всех известных постановках, таких как «Тартюф», «Чайка», «12-я ночь», «Дядя Ваня» и многих других.
Роли в фильме по сказке Шварца «Тень» и в картине «Безымянная звезда» навсегда вписали фамилию Вертинской в золотой список лучших советских актрис.
Она – актриса невероятной психологической глубины и, как говорил режиссёр Анатолий Эфрос, «обладает такой изысканной актёрской грацией, что это кажется порой невероятным».
Недолговечные романы
В числе сокурсников Насти, когда она только начинала учиться актерскому ремеслу, оказался Никита Михалков. Вспыхнули чувства, молодые люди поженились, и на свет появился сын Степан. Брак Никиты и Анастасии продлился около четырех лет. У Никиты Сергеевича было четкое представление о том, какое место должна была занимать его жена – она должна была сидеть дома и воспитывать детей.
Вертинская же вовсе не собиралась варить борщи и больше всего на свете хотела состояться как актриса. Развод стал для нее трагедией, но Анастасия Александровна сумела достойно пережить боль и привила Степе любовь к отцу.
После развода судьба всегда сводила ее с интересными, состоявшимися в жизни мужчинами. Первым из них стал Александр Градский, хотя официально Вертинская так и не стала его женой. Были и другие увлечения, самым долговечным из которых оказался роман с Олегом Ефремовым, – его актриса просто обожала. Она даже хотела выйти за него замуж, но в то время у Ефремова была семья, из которой он не хотел уйти. А когда он созрел для этого, Вертинская успела разлюбить его.
Сегодня актриса говорит, что в ее жизни есть два любимых мужчины – отец, которого она боготворила, и сын. Она счастлива в окружении внуков и не собирается выходить замуж, поскольку не нуждается в этом.
Несмотря на огромную популярность, она очень не любит многолюдное общество, предпочитает помечтать в одиночестве. Ценит комфорт и обожает готовить, отдавая предпочтение сибирской, грузинской и китайской кухне.
Вертинская рассказала, что не снимается сегодня в кино потому, что нет интересных ролей. «Мать киллера я не буду играть никогда», – говорит она. По ее признанию, именно такую роль ей не так давно предложили.
Но и без дела знаменитость тоже не сидит – занимается благотворительным фондом, выпускает книги стихов отца, работает в ресторанном бизнесе сына.
«А готовить, замечу, – весьма творческое занятие. Когда это по душе, по любви», – признается актриса. И она с упоением вкладывает душу в ресторан, разрабатывая меню и собирая восторженные отзывы посетителей.
Спиной к негативу
Вертинская обзавелась толпой поклонников уже после ролей в «Алых парусах» и «Человеке-амфибии». Но и по сей день звезда, имеющая трех внуков, выглядит прекрасно. Что помогло ей сохранить привлекательность?
Она говорит, что не ведет особой борьбы за красоту и не сражается с каждой морщинкой. И всё же она признается, что эти самые морщины ее порой очень расстраивают. Что ж, это естественно для красивой женщины, которая не хочет стареть. Если Вертинская чувствует, что выглядит плохо, то просто в этот день не выходит из дома.
Анастасия Александровна не имеет ничего против пластической хирургии. Если женщина не нравится себе в зеркале, у нее неизбежно портится настроение, считает звезда. А пластика помогает это исправить.
Вообще же, говорит артистка, дело даже не в том, прибегать или не прибегать к услугам пластических хирургов. Дело в том, что лицо человека в старости отражает его предыдущую жизнь. «Если ты весь в пороках, они выступают на твоем же лице. А чтобы этого не случилось, нужна воля», – говорит Вертинская.
Именно поэтому актриса старается не испытывать негативных эмоций, таких, как ревность, алчность и зависть. Она пытается относиться ко всему в жизни позитивно.
Так, еще в юности она научилась нехитрому приему: просто поворачиваться спиной к мужчине, который хотел вызвать у нее ревность, флиртуя с другой дамой. Она запрещала себе злые взгляды. И до сих пор она считает, что очень важно уметь повернуться к негативу «спиной».
«Не стоит терроризировать себя»
Правильное питание для Анастасии Вертинской имеет особое значение. Артистка старается питаться так, чтобы сохранить здоровье, употребляет много фруктов и овощей. Но ведь человеку помимо этого хочется чего-то еще! Это не обязательно должен быть кулинарный шедевр, может быть что-то знакомое с детства и очень любимое. Поэтому порой Вертинской удается настроить себя на зеленый чай и овощи, а порой она всё же балует себя сыром и вялеными помидорами. После этого в течение полугода очищает свой организм. Ее мнение такое: есть «неправильные» продукты ежедневно нельзя, но и о своих желаниях забывать не стоит – необходимо изредка их удовлетворять. «Не стоит терроризировать себя диетами, но и пускать все на самотек тоже не надо», – говорит знаменитость.
Анастасия не посещает фитнес-залы, она и без того пробегает за день порядочное расстояние – по кухне. Изящная фигура у нее от природы, и она никогда не занималась спортом, чтобы поддерживать форму, – по ее словам, на лыжах у нее замерзали ноги, а с коньков она все время падала.
Единственное, от чего она не отказывается, – это еженедельный массаж. Умывается звезда очищенной питьевой водой, и ежедневно пользуется утренним кремом. Также актриса считает немаловажным секретом красоты спокойный сон.
А вот еще один совет от Вертинской: не нужно ломиться в закрытые двери. Часто люди считают, что не добиваются чего-то лишь потому, что недостаточно сильно бьются в них. Вместо этого надо прислушаться к своей интуиции, к внутреннему голосу: а мой ли это путь? И тогда любые двери откроются сами.