Призрак бродит по России - «Призрак» Бондарчука - «Новости»
Успешный изобретатель Юрий Гордеев (Федор Бондарчук), как говорится, с небом на ты. Именно он придумал самолет нового поколения «ЮГ-1», который поднимается в воздух без взлетной полосы. Правда, для массового производства ноу-хау требуются серьезные инвестиции, а их пока нет, потому что Гордееву постоянно ставит палки в колеса вредный конкурент Ползунов (Игорь Угольников). Этот форменный «гад ползучий» спровоцировал его даже не игру в пьяные шашки, после которой авиаконструктор бесславно гибнет.
Став призраком, Гордеев лишатся возможности довести презентацию своего детища до логического конца. Коварный Ползунов преждевременно празднует победу, но тут выясняется, что погибшего способен видеть и слышать незадачливый школьник Ваня Кузнецов (Семен Трескунов) — классический «ботан», которого мама заставляет заниматься бальными танцами, из-за чего его подвергают постоянным насмешкам одноклассники. Гордеев предлагает подростку взаимовыгодную сделку, прося помощи в доставке самолета на авиасалон в Жуковский в обмен на инструкции по покорению самой красивой девочки в классе (Ани Петросян).
Неоригинальный сюжет впечатлений о фильме не портит. Так уж повелось, что все картины о призраках опираются на классическое «Привидение» Джерри Цукера. По крайней мере, создатели «Призрака» не стали заметать следы, а, напротив, пошли с открытым забралом, передав привет Патрику Суэйзи, повесив плакат с его ликом у Вани в комнате. Да и сцена в больнице сразу после гибели героя лишь номинально похожа на соответствующий эпизод из «Привидения». В отличие от героя Патрика Суэйзи, Юрий Гордеев из-за своего кипучего темперамента даже не сразу понимает, что погиб, благодаря чему в фильме появилось несколько забавных сценок.
«Призрак» - редкий российский фильм, который должен удовлетворить как любителей мистики, так и закоренелых материалистов. Последние явно останутся довольны тем, что фильм мотивирует детей изучать физику в школе и увлекаться проблемами современного авиастроения. Всесильная коррупция также нашла свое отражение в этом милом добром семейном фильме. Только в «Призраке» борьба с ней, в отличие от реальной жизни, идет достаточно эффективно. Лента воплотила извечную мечту русского человека о могущественном «всаднике между небом и Землей» (© БГ), который решит все наши проблемы. С тою же целью, надо полагать, в русские народные сказки включались скатерть-самобранка и ковер-самолет.
Режиссер Александр Войтинский, известный, прежде всего по многолетнему сотрудничеству с группой «Звери», не раз пытался снять эпическое полнометражное кино, но удача к нему повернулась лицом только сейчас. К его «Черной молнии» и «Джунглям» было много претензий, а вот «Призрак» подкупает своей солнечной картинкой, пейзажами Нескучного сада и Фрунзенской набережной, а также выполненной на совесть компьютерной графико. Самолет «ЮГ-1» выше всяких похвал, а Бондарчук в своей нематериальной ипостаси выглядит настолько органично, что после фильма невольно удивляешься, увидев его в добром здравии. Теперь то лучшее, что мы в свое время наблюдали в клипах Войтинского, снятых для «Зверей» (трогательные школьные перипетии, парадоксальный сюжет, эстетские виды), наконец-то можно оценить и в большом кино.