Здесь русский дух: праправнук Пушкина вернулся на родину - «Новости»
Вряд ли продавщицы казанского рынка догадываются о том, что среди их пок упателей прямой потомок гениального поэта. А тем временем прапраправнук Пушкина бельгийский барон Александр фон Гревениц каждый день приобретает у них чак-чак и фрукты. «Наших нынешних соседей шокирует то, что иностранец с семьей переехал жить в Россию, а не то, что я родственник Александра Сергеевича», – рассказывает «СтарХиту» Александр Николаевич фон Гревениц. Он гордится связью с поэтом, но оказывается, это не единственный секрет генеалогического древа. Его бабушка – Наталья Николаевна Пушкина – в 1933 году вышла замуж за Александра Гревеница – сына Николая Гревеница, который с 1907 по 1908 год служил вице-губернатором Казанской и Екатеринославской губерний, а после Херсонским и Черниговским губернатором. После революции ему пришлось эмигрировать в Бельгию. До этого Гревеницы двести лет занимали в России разные государственные должности. Павел Гревениц дружил с Пушкиным в Царскосельском лицее, а после выпуска они работали вместе в Коллегии иностранных дел. Сам Александр Сергеевич в Казани был один раз – в 1833 году. Гостил три дня, но, несмотря на непродолжительное пребывание, у него остались самые теплые воспоминания. В послании жене он писал: «Не зря я посетил эту сторону». Потомки Пушкина разбросаны по всему земному шару, но, по словам барона, общаются крайне редко и неохотно. И лишь изредка встречаются на официальных приема х в Санкт-Петербурге.
Не забывай свои корни
В Казани Александр Гревениц впервые побывал д ва года назад, его пригласили на празднование юбилея визита Александра Пушкина. Именно тогда у него возникла идея жить в России. Своим традициям Александр фон Гревениц не изменяет и каждое утро встает в шесть,чтобы проводить детей в садик. На столе всегда татарское национальное лакомство – чак-чак. Продукты в России дешевле, чем в Тунисе, где их семья жила последние годы. Оттуда родом его супруга – Дорсаф Зрелли Гревениц. Она профессиональная спортсменка – чемпионка страны в беге с барьерами. На зов крови мужа – переехать в холодную Россию отреагировала без энтузиазма. Полгода понадобилось Александру, чтобы уговорить жену перебраться из Африки в страну, где по-настоящему тепло лишь пару месяцев в году.
«Останавливала погода. Но, конечно, куда муж, туда и я», – объясняет Дорс аф. Соседи уже успели прозвать ее женой декабриста. Семья Гревениц считает, что климат в Казани лучше, чем в Москве и Питере. Тем более толерантный город сочетает религии обоих супругов – мусульманство и православие.
В просторную квартиру в центре города переселились в начале осен и. Жилье у Гревениц съемное: светлые комнаты обставлены минимумом мебели. Кухня, она же гостиная, с большим круглым столом всегда рада гостям. У плиты колдует няня. Не Арина Родионовна, но толк в воспитании детей знает – Алла Айбатова долго работала в казанском детском саду. С хозяевами объясняется жестами. Предыдущей гувернантке по имени Рим, которая прилетела с ними из Туниса, пришлось вернуться – истек срок визы. Сейчас в семье российских документов нет только у Дорсаф. Она живет по трехмесячной туристической визе. Просит всех разговаривать с ней исключительно на русском: учит язык и планирует сдать экзамен на гражданство.
Возвращение на родину предков мужа ускорила и неспокойная обстановка в Тунисе, и невозможность переезда в Европу. Звание потомственного барона там облагается ежегодным налогом в 25 тысяч евро. Платить его нужно не только за себя, но и за детей – в семье четверо мальчиков. Кстати, ровно столько детей было и у Александра Пушкина. Старший носит американское имя – Райан, второй татарское – Ильяс, третий – Теодор (дома его зовут Федя) и самый младший полугодовалый – Алеша.
Частный детский сад, который они по привычке называют school, расположен через дорогу от дома. Благодаря сверстникам дети за несколько дней научились считать по-русски до десяти, а повар по заказу готовит для иностранных родителей борщи и пельмени. За годы переездов у Гревениц появилось правило – питаться только местной пищей. Ведь традиции принимающей стороны необходимо уважать. Тем более русская и татарская кухня полюбились им с первых дней. Вот только пиво пить Александр с друзьями ходит исключительно в бельгийский ресторан.
Новая страница
Семья живет на накопления. Сначала хотят обвыкнуть, наладить семейный быт, а потом уже решать вопросы с бизнесом. За границей у Александра осталась компания по продаже оборудования для эстетической медицины и фитнеса – подводных тренажеров. Как только разберут коробки, планируют продвигать новаторские технологии в Казани. Александр, как и его жена, начал учить русский язык. И хотя до семи лет он свободно на нем общался – в бельгийской школе все знания растерял. «Пока читаю прапрапрадеда в переводах. Стараюсь больше времени посвящать русской культуре. Мы уже ходили на выступление местного оркестра, всей семьей побывали в казанском цирке. Недавно отвел детей на стадион «Динамо» – решили отдать ребят в спорт. Сам три раза был на футбольных матчах. Раньше болел за бельгийский «Андерлехт», теперь мой фаворит – казанский «Рубин», – говорит глава семьи.
Поэтических способностей ни у кого в семье пока не наблюдается, но прогнозируют, что удивить может средний сын. А внешне на известного прародителя больше всех похож шестимесячный Алексей – его в шутку называют мини-Пушкин. Если вырастет кучерявым, то уж точно одно лицо с «солнцем русской поэзии». С сентября детвора уже одевается во все самое теплое и с нетерпением ждет прихода зимы. Дети мечтают увидеть первый снег. О переезде из солнечного Туниса никто в семье не жалеет. За несколько недель Гревеницы изучили главные достопримечательности Татарстана и поняли, что здесь ничем не хуже. Даже решили в будущем обзавестись собственным деревянным домом на окраине города.