Не в кино корм
В понедельник на IV Санкт-Петербургском культурном форуме в торжественной обстановке «эстафету» от Года литературы к Году кино передал министр культуры Владимир Мединский. Он возглавляет оргкомитет по проведению Года российского кино, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным. Недавно стали
В понедельник на IV Санкт-Петербургском культурном форуме в торжественной обстановке «эстафету» от Года литературы к Году кино передал министр культуры Владимир Мединский. Он возглавляет оргкомитет по проведению Года российского кино, объявленного президентом РФ Владимиром Путиным. Недавно стали известны и цифры. Как сообщает пресс-служба Минкульта, из государственного бюджета на проведение Года кино выделят почти 1,5 млрд. рублей. «Новые Известия» опросили известных актеров и режиссеров, чтобы понять, чего ждут от профильного года сами кинематографисты.
В состав оргкомитета по проведению Года кино помимо министра культуры РФ вошли Федор Бондарчук, Станислав Говорухин, Дмитрий Ливанов, Никита Михалков, Николай Никифоров, Владимир Пучков, Михаил Сеславинский, Владимир Толстой, Карен Шахназаров, Михаил Швыдкой и Константин Эрнст. Заместителем председателя оргкомитета стал Сергей Обрывалин – заместитель министра культуры РФ. «На проведение Года российского кино, согласно новой редакции бюджета, будет выделено 1 480,0 млн. рублей», – уточнили в пресс-службе. Согласно первоначальному варианту бюджета на 2016 год, на господдержку кинематографа планировалось выделить 6,12 млрд. рублей, теперь эта сумма составляет 7,6 млрд.
«НИ» уже рассказывали, с чем мы подходим к Году кино. Зрительский интерес к отечественному кино упал настолько, что впервые с 2003 года ни один российский фильм не попал в десятку самых кассовых фильмов в нашей стране – это при рекордном числе релизов. В отсутствии интереса Минкульт обвиняет иностранное кино и потому продвигает идею квотирования наших фильмов по принципу «не хотите – заставим». Кинотеатры, предвидя экономический крах, всячески от этой затеи уклоняются. При этом Минкульт же ужесточил получение прокатных удостоверений, из-за которых ряд талантливых российских лент просто не дошли до зрителя. Но представители Министерства культуры упорно продолжают говорить о том, что ситуацию исправит настоящее патриотическое кино, к которому потянутся зрители. Дело еще и в том, что сами кинематографисты и Минкульт по-разному понимают, что такое «патриотическое кино».
«Патриотическое кино, на мой взгляд, – это такие фильмы, как «Деточки». Эта картина призывает непримиримо бороться со злом, с коррупцией, черствостью и беспринципностью. Это, кстати, именно то, к чему призывает нас наша власть. Поэтому Министерство культуры должно поддерживать острое социальное кино, которое затрагивает реальные проблемы нашей жизни, чтобы искусство помогало изживать недостатки, делать нашу жизнь честнее. Это и будет патриотическое кино, кино, в котором есть гражданская позиция», – считает режиссер Дмитрий Астрахан.
Режиссеры скептически относятся к идее проведения Года кино. «Ну знаете, фильмов мало, а чиновников много – надо чем-то заняться, – сказал «НИ» режиссер Александр Митта. – От Года кино я ничего не жду, а чего можно ждать? Я жду, что государство построит кинотеатры или начнет так управлять кинотеатрами, чтобы в них можно было показывать и российские фильмы».
О помощи кинотеатрам из такого внушительного бюджета Года кино пока ничего конкретного не говорится. Но в начале декабря Фонд кино объявил конкурс для организаций, которые занимаются кинопоказом в населенных пунктах с менее 100 тыс. жителей. Фонд выделит этим организациям 700 млн. рублей на покупку оборудования в кинозалы. Основная задача конкурса – создание кинотеатров в населенных пунктах, в которых до этого не было возможности смотреть кино на большом экране. Средства будут выделяться на покупку нового цифрового и звукового оборудования, киноэкранов, системы для 3D-показа, кресел, программно-аппаратных средств, а также на установку этого оборудования. «Прекрасно, что у нас уже запущена государственная программа по созданию сети кинотеатров в маленьких городах. Это очень важно для популяризации хорошего кино, и я надеюсь, что в 2016 году этот проект будет продолжаться. Государство сегодня выделяет деньги, и на них снимается кино, но я считаю, что это не позитивно, а нормально. Так и должно быть», – поделился с «НИ» режиссер Александр Котт.
Несложно заметить, что государство щедро выделяет деньги на кино уже «проверенным» режиссерам, зачастую игнорируя дебютантов. Так, Владимиру Бортко Минкульт в этом году дал 640 млн. рублей на фильм «Душа шпиона», из которых в прокате удалось отбить лишь 1,2 млн.
«Пока у нас все идет по совершенно внятной намеченной линии, и каких-то изменений в ближайшее время не предвидится, поэтому я думаю, что и 2016 год будет не прост для российского кинематографа. По крайней мере для каких-то новых имен, для новых авторов, потому что у нас рынок занят игроками постоянными, игроками сверхпрофессиональными, знающими инструментарий, которым нужно пользоваться, для того чтобы иметь успех на этом рынке», – рассказал корреспонденту «НИ» режиссер Андрей Анненский, ученик Вадима Абдрашитова, победитель Международного фестиваля ВГИК этого года.
О важности поддержки молодых кинематографистов сказала нашей газете и директор кинофестиваля «2morrow/завтра», актриса Ольга Дыховичная: «Я бы хотела, чтобы на федеральном уровне был принят закон, который дает возможность дебютным короткометражным фильмам быть показанными без прокатного удостоверения. Это бюрократическое ограничение очень влияет на спонтанную жизнь в дебютном кино. Странно требовать прокатное удостоверение от фильма, который сняли молодые люди без юридического лица и делая это за свои деньги. Я бы хотела, чтобы на этом уровне государство не мешало жизни кино. Понятно, что это некое препятствие, которое, наверное, фильм может и обойти, но тем не менее – зачем оно нужно и зачем тратить силы на обхождение препятствия?»
«Молодое кино надо поддерживать. Иногда, по дебютному фильму команда опытных экспертов может понять, что это прекрасный режиссер», – говорит «НИ» актриса Ирина Безрукова. – В свое время я увидела фильм Александра Котта, режиссера, который сейчас очень известен. Назывался он «Фотограф». И по этой короткометражке было понятно, что он талантливый человек. Сейчас, к примеру, одаренный человек Михаил Сегал, снявший нашумевшие «Рассказы», «Франц + Полина», тоже нуждается в материальной поддержке, потому что без денег кино концептуальное и интересное снять невозможно».
Незаживающей раной остается отсутствие в России настоящего музея кино и синематеки. Номинально музей кино у нас существует – в одном из дальних павильонов ВДНХ, летом там показывали «Свинарку и пастуха» и удивлялись, почему нет аншлагов. А того музея кино с командой профессионалов, которые проводили ретроспективы, показывали редчайшие фильмы для синефилов и делали программы для школьников и студентов (то есть восполняли пробел, оставленный государственной учебной программой, которая вообще не уделяет внимания кинематографу) – больше нет. Год кино проводит страна, изжившая Музей кино, который возглавлял один из самых известных в мире российских киноведов, крупнейший специалист по творчеству Эйзенштейна – Наум Клейман.
«Мы запускаем создание Музея кино, которого не было более 15 лет, выделен павильон на ВДНХ, это будет не просто музей, это будет центр пропаганды российского кино», – отметил министр культуры Владимир Мединский в минувший понедельник. То есть министр культуры РФ заявил, что музея Наума Клеймана, который с легкой руки председателя Союза кинематографистов лишился своего здания на Красной Пресне и все 15 лет исправно проводил кинопоказы, выставки, приглашал иностранных режиссеров, не имея при этом своего собственного дома, – просто не было. И не будет, потому что вместо показов Антониони или Годара на нас обрушится «пропаганда российского кино».
«Намеченная линия Минкульта, действительно, заключается в поддержке прежде всего проектов не копродукционных, не связанных с другими странами, потому что Россия сейчас в этом не заинтересована, – считает Андрей Анненский. – У нас был когда-то фонд, который был организован немцами и русским Фондом кино, совместный фонд, который выделял средства на разработку замыслов, которые так или иначе затрагивают и Германию, и Россию. Этот фонд был ликвидирован по приказу министра культуры. Что касается общей линии, то сейчас развлекательно-патриотическое кино ближе всего и чаще всего поддерживается».
Пока что Минкульт успел сообщить о мероприятиях Года кино в Ингушетии и Алтайском крае. В Республике Ингушетия планируется открытие Центра российского кинематографа. Об этом заявил глава региона Юнус-Бек Евкуров. Организацию центра он считает одним из самых значимых мероприятий Года кино. В Алтайском крае, как сообщает пресс-служба Минкульта, пройдут Всероссийский Шукшинский кинофестиваль и фестиваль российского кино, киноакции в селах Алтайского края, встречи с российскими кинематографистами и т.д. Особое внимание будет уделено юбилеям земляков-кинематографистов. В 2016 году исполнится 115 лет со дня рождения Ивана Пырьева, 90 лет – заслуженной артистке РСФСР Екатерине Савиновой. Цикл мероприятий Года кино посвящен 75-летию со дня рождения Валерия Золотухина. Вот только для этого ли нужен высокобюджетный Год российского кино? И при чем здесь наше современное кино, которое и без того существует кое-как с присказкой «не то, что раньше», и где долгожданная поддержка молодых кинематографистов, которой так ждут режиссеры и продюсеры?
Евгения Тюлькина
В состав оргкомитета по проведению Года кино помимо министра культуры РФ вошли Федор Бондарчук, Станислав Говорухин, Дмитрий Ливанов, Никита Михалков, Николай Никифоров, Владимир Пучков, Михаил Сеславинский, Владимир Толстой, Карен Шахназаров, Михаил Швыдкой и Константин Эрнст. Заместителем председателя оргкомитета стал Сергей Обрывалин – заместитель министра культуры РФ. «На проведение Года российского кино, согласно новой редакции бюджета, будет выделено 1 480,0 млн. рублей», – уточнили в пресс-службе. Согласно первоначальному варианту бюджета на 2016 год, на господдержку кинематографа планировалось выделить 6,12 млрд. рублей, теперь эта сумма составляет 7,6 млрд.
«НИ» уже рассказывали, с чем мы подходим к Году кино. Зрительский интерес к отечественному кино упал настолько, что впервые с 2003 года ни один российский фильм не попал в десятку самых кассовых фильмов в нашей стране – это при рекордном числе релизов. В отсутствии интереса Минкульт обвиняет иностранное кино и потому продвигает идею квотирования наших фильмов по принципу «не хотите – заставим». Кинотеатры, предвидя экономический крах, всячески от этой затеи уклоняются. При этом Минкульт же ужесточил получение прокатных удостоверений, из-за которых ряд талантливых российских лент просто не дошли до зрителя. Но представители Министерства культуры упорно продолжают говорить о том, что ситуацию исправит настоящее патриотическое кино, к которому потянутся зрители. Дело еще и в том, что сами кинематографисты и Минкульт по-разному понимают, что такое «патриотическое кино».
«Патриотическое кино, на мой взгляд, – это такие фильмы, как «Деточки». Эта картина призывает непримиримо бороться со злом, с коррупцией, черствостью и беспринципностью. Это, кстати, именно то, к чему призывает нас наша власть. Поэтому Министерство культуры должно поддерживать острое социальное кино, которое затрагивает реальные проблемы нашей жизни, чтобы искусство помогало изживать недостатки, делать нашу жизнь честнее. Это и будет патриотическое кино, кино, в котором есть гражданская позиция», – считает режиссер Дмитрий Астрахан.
Режиссеры скептически относятся к идее проведения Года кино. «Ну знаете, фильмов мало, а чиновников много – надо чем-то заняться, – сказал «НИ» режиссер Александр Митта. – От Года кино я ничего не жду, а чего можно ждать? Я жду, что государство построит кинотеатры или начнет так управлять кинотеатрами, чтобы в них можно было показывать и российские фильмы».
О помощи кинотеатрам из такого внушительного бюджета Года кино пока ничего конкретного не говорится. Но в начале декабря Фонд кино объявил конкурс для организаций, которые занимаются кинопоказом в населенных пунктах с менее 100 тыс. жителей. Фонд выделит этим организациям 700 млн. рублей на покупку оборудования в кинозалы. Основная задача конкурса – создание кинотеатров в населенных пунктах, в которых до этого не было возможности смотреть кино на большом экране. Средства будут выделяться на покупку нового цифрового и звукового оборудования, киноэкранов, системы для 3D-показа, кресел, программно-аппаратных средств, а также на установку этого оборудования. «Прекрасно, что у нас уже запущена государственная программа по созданию сети кинотеатров в маленьких городах. Это очень важно для популяризации хорошего кино, и я надеюсь, что в 2016 году этот проект будет продолжаться. Государство сегодня выделяет деньги, и на них снимается кино, но я считаю, что это не позитивно, а нормально. Так и должно быть», – поделился с «НИ» режиссер Александр Котт.
Несложно заметить, что государство щедро выделяет деньги на кино уже «проверенным» режиссерам, зачастую игнорируя дебютантов. Так, Владимиру Бортко Минкульт в этом году дал 640 млн. рублей на фильм «Душа шпиона», из которых в прокате удалось отбить лишь 1,2 млн.
«Пока у нас все идет по совершенно внятной намеченной линии, и каких-то изменений в ближайшее время не предвидится, поэтому я думаю, что и 2016 год будет не прост для российского кинематографа. По крайней мере для каких-то новых имен, для новых авторов, потому что у нас рынок занят игроками постоянными, игроками сверхпрофессиональными, знающими инструментарий, которым нужно пользоваться, для того чтобы иметь успех на этом рынке», – рассказал корреспонденту «НИ» режиссер Андрей Анненский, ученик Вадима Абдрашитова, победитель Международного фестиваля ВГИК этого года.
О важности поддержки молодых кинематографистов сказала нашей газете и директор кинофестиваля «2morrow/завтра», актриса Ольга Дыховичная: «Я бы хотела, чтобы на федеральном уровне был принят закон, который дает возможность дебютным короткометражным фильмам быть показанными без прокатного удостоверения. Это бюрократическое ограничение очень влияет на спонтанную жизнь в дебютном кино. Странно требовать прокатное удостоверение от фильма, который сняли молодые люди без юридического лица и делая это за свои деньги. Я бы хотела, чтобы на этом уровне государство не мешало жизни кино. Понятно, что это некое препятствие, которое, наверное, фильм может и обойти, но тем не менее – зачем оно нужно и зачем тратить силы на обхождение препятствия?»
«Молодое кино надо поддерживать. Иногда, по дебютному фильму команда опытных экспертов может понять, что это прекрасный режиссер», – говорит «НИ» актриса Ирина Безрукова. – В свое время я увидела фильм Александра Котта, режиссера, который сейчас очень известен. Назывался он «Фотограф». И по этой короткометражке было понятно, что он талантливый человек. Сейчас, к примеру, одаренный человек Михаил Сегал, снявший нашумевшие «Рассказы», «Франц + Полина», тоже нуждается в материальной поддержке, потому что без денег кино концептуальное и интересное снять невозможно».
Незаживающей раной остается отсутствие в России настоящего музея кино и синематеки. Номинально музей кино у нас существует – в одном из дальних павильонов ВДНХ, летом там показывали «Свинарку и пастуха» и удивлялись, почему нет аншлагов. А того музея кино с командой профессионалов, которые проводили ретроспективы, показывали редчайшие фильмы для синефилов и делали программы для школьников и студентов (то есть восполняли пробел, оставленный государственной учебной программой, которая вообще не уделяет внимания кинематографу) – больше нет. Год кино проводит страна, изжившая Музей кино, который возглавлял один из самых известных в мире российских киноведов, крупнейший специалист по творчеству Эйзенштейна – Наум Клейман.
«Мы запускаем создание Музея кино, которого не было более 15 лет, выделен павильон на ВДНХ, это будет не просто музей, это будет центр пропаганды российского кино», – отметил министр культуры Владимир Мединский в минувший понедельник. То есть министр культуры РФ заявил, что музея Наума Клеймана, который с легкой руки председателя Союза кинематографистов лишился своего здания на Красной Пресне и все 15 лет исправно проводил кинопоказы, выставки, приглашал иностранных режиссеров, не имея при этом своего собственного дома, – просто не было. И не будет, потому что вместо показов Антониони или Годара на нас обрушится «пропаганда российского кино».
«Намеченная линия Минкульта, действительно, заключается в поддержке прежде всего проектов не копродукционных, не связанных с другими странами, потому что Россия сейчас в этом не заинтересована, – считает Андрей Анненский. – У нас был когда-то фонд, который был организован немцами и русским Фондом кино, совместный фонд, который выделял средства на разработку замыслов, которые так или иначе затрагивают и Германию, и Россию. Этот фонд был ликвидирован по приказу министра культуры. Что касается общей линии, то сейчас развлекательно-патриотическое кино ближе всего и чаще всего поддерживается».
Пока что Минкульт успел сообщить о мероприятиях Года кино в Ингушетии и Алтайском крае. В Республике Ингушетия планируется открытие Центра российского кинематографа. Об этом заявил глава региона Юнус-Бек Евкуров. Организацию центра он считает одним из самых значимых мероприятий Года кино. В Алтайском крае, как сообщает пресс-служба Минкульта, пройдут Всероссийский Шукшинский кинофестиваль и фестиваль российского кино, киноакции в селах Алтайского края, встречи с российскими кинематографистами и т.д. Особое внимание будет уделено юбилеям земляков-кинематографистов. В 2016 году исполнится 115 лет со дня рождения Ивана Пырьева, 90 лет – заслуженной артистке РСФСР Екатерине Савиновой. Цикл мероприятий Года кино посвящен 75-летию со дня рождения Валерия Золотухина. Вот только для этого ли нужен высокобюджетный Год российского кино? И при чем здесь наше современное кино, которое и без того существует кое-как с присказкой «не то, что раньше», и где долгожданная поддержка молодых кинематографистов, которой так ждут режиссеры и продюсеры?
Евгения Тюлькина
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Новости разное"