"Звездные войны" меняют образ мирового зла
Кинематографу исполнилось 120 лет. За прошедшие годы этот вид искусства приобрел армию поклонников и отвоевал себе солидную нишу в современной культуре. Как и любое другое искусство, кинематограф заметно влияет на общество, но и оно не остается в долгу. Такое положение дел естественно. Творец,
Кинематографу исполнилось 120 лет. За прошедшие годы этот вид искусства приобрел армию поклонников и отвоевал себе солидную нишу в современной культуре. Как и любое другое искусство, кинематограф заметно влияет на общество, но и оно не остается в долгу.
Такое положение дел естественно. Творец, каким бы абстрактным ни было его творчество, живет в обществе. И даже если он решится на добровольное затворничество, то это будет осознанный шаг, вызванный близким знакомством с окружающей действительностью. Таким образом, любое значимое произведение искусства не только ценно с эстетической точки зрения, но в той или иной мере отражает состояние общества, в котором живет творец.
Совсем недавно вышел на экраны седьмой эпизод саги «Звездные войны». Беспрецедентная рекламная кампания вряд ли оставила хоть какой-то шанс не узнать об этом фильме даже тем, кто предыдущих частей никогда не смотрел, да и на эту идти не собирался. Что уж говорить о фанатах серии. Фильм ждали.
Лента начала бить рекорды еще до выхода на экраны. Рекордный сбор на предварительной продаже билетов, рекорд первого дня, первого уик-энда, первой недели. За прошедшие десять дней фильм успел собрать более миллиарда долларов США и, по всей видимости, оправдал надежды своих создателей.
Рассуждать на тему сюжетных перипетий, качества съемок, красочности спецэффектов и актерской игры — гиблое дело. Сторонников и противников фильма не счесть, и каждый имеет свое мнение, заслуживающее право на существование. Но, коль скоро фильм в той или иной степени отражает настроения общества, мы можем воспользоваться заметной разницей во времени между появлением на свет первой и последней части саги и проследить, как менялось представление о «зле» в сознании западного общества.
Между выходом на экраны «Новой надежды» и «Пробуждением силы» лежит пропасть в 40 лет. Первый фильм снимался во времена холодной войны. Еще существовал Советский Союз, еще никто не слышал про цветные революции, госдолг США выглядел вполне подъемным, а в Европе жили в основном французы, немцы, англичане и прочие представители местных народов.
Происходящее в мире носило резко очерченный характер, разделение на «они» и «мы» было однозначным, не требующим дополнительного осмысления.
Такой взгляд на мир отразился и в первом фильме о вселенной «Звездных войн». Главные герои фильма «Новая надежда» сражались с однозначно злым героем Дартом Вейдером. Двухметрового роста человек, одетый во все черное; массивная броня, длинная мантия, зловещего вида шлем, тяжелое дыхание и грозный шипящий голос. Образ дополнял суровый имперский марш, сочиненный Джоном Уильямсом. Вейдер не оставлял зрителю шанса на сомнения.
Под стать главному злодею и государство, чьи интересы он представляет. Галактическая Империя, сковавшая волей императора тысячи звездных систем. Единство Империи обеспечивает мощный звездный флот, а недовольных можно испепелять целыми планетами благодаря «Звезде смерти» — оружию невиданной мощности.
Противостоять такому врагу — уже честь. А победить — слава великая.
Желающие легко найдут параллели между Империей и Советским Союзом — огромным государством с сильной армией, ядерными ракетами и пожизненным лидером во главе. И хотя, Джордж Лукас всячески открещивается от каких бы то ни было сравнений, других мыслей в разгар Холодной войны не возникало.
Минуло четыре десятилетия. Развалился Советский Союз. Мир успел побыть однополярным и уже вышел из этого состояния. Появились новые вызовы. Выросло и уже успело обзавестись собственными детьми поколение, не заставшее прежний миропорядок. Поменялись взгляды на устройство общества, изменились культурные ценности.
Произошли изменения и во вселенной «Звездных войн». Канула в прошлое Галактическая Империя. Но равновесной смены ей не появилось. Первый Орден — не государство в чистом виде. Это организация. Хунта, возникшая на осколках Империи, которая терроризирует часть галактики.
Сильно изменился и главный злодей. Нынешний главгад юн и тщедушен. Он не обладает отточенными боевыми навыками, хотя и успел нахвататься по верхам. У него нет солидного опыта командования, отсутствует авторитет среди сослуживцев и подчиненных. Неуравновешен, склонен к эпатажному проявлению гнева.
Кроме того, Кайло Рен является сыном положительных героев, а соответственно, в любой момент может быть объявлен блудным, прощен и принят обратно на сторону добра и справедливости. Будучи формально главным злодеем, этот персонаж не может до конца определиться, на чьей он стороне, и убийство отца для него скорее вымученное, чем единственно верное действие. Выражаясь современным языком: «#онжедеть».
Какая может быть честь в противостоянии такому «злу»? А победа над ним и вовсе невозможна. Причем эту мысль до нас доносит положительная героиня, мнение которой нельзя не принимать во внимание.
Последний фильм о вселенной «Звездных войн» демонстрирует, что в массовом сознании западных обывателей зло аморфно, неизбывно и неабсолютно. Соответственно и борьба с ним имеет ограниченный смысл, а при некоторых условиях возможно вообще переквалифицирование зла в умеренное добро, которое хоть и может совершать ошибки, но уничтожению не подлежит.
Аналог такого «зла» в современном мире легко найти. Есть одно квазигосударство на Ближнем Востоке, с которым Соединенные Штаты как бы борются уже не первый год. Нынешний лидер мирового кинопроката подводит идеологическую базу под бессмысленность этого противостояния и проталкивает возможность прощения и примирения с противником.
Вот только фильм запоздал. ВКС России наглядно продемонстрировали, что со злом можно бороться и достигать при этом значительных успехов. А это значит, что сценаристам следующей части «Звездных войн» придется попотеть. С октября 2015 года мир успел поменяться, теперь сценарные заготовки придется переделывать. Ведь старую концепцию зритель может уже не оценить.
Такое положение дел естественно. Творец, каким бы абстрактным ни было его творчество, живет в обществе. И даже если он решится на добровольное затворничество, то это будет осознанный шаг, вызванный близким знакомством с окружающей действительностью. Таким образом, любое значимое произведение искусства не только ценно с эстетической точки зрения, но в той или иной мере отражает состояние общества, в котором живет творец.
Совсем недавно вышел на экраны седьмой эпизод саги «Звездные войны». Беспрецедентная рекламная кампания вряд ли оставила хоть какой-то шанс не узнать об этом фильме даже тем, кто предыдущих частей никогда не смотрел, да и на эту идти не собирался. Что уж говорить о фанатах серии. Фильм ждали.
Лента начала бить рекорды еще до выхода на экраны. Рекордный сбор на предварительной продаже билетов, рекорд первого дня, первого уик-энда, первой недели. За прошедшие десять дней фильм успел собрать более миллиарда долларов США и, по всей видимости, оправдал надежды своих создателей.
Рассуждать на тему сюжетных перипетий, качества съемок, красочности спецэффектов и актерской игры — гиблое дело. Сторонников и противников фильма не счесть, и каждый имеет свое мнение, заслуживающее право на существование. Но, коль скоро фильм в той или иной степени отражает настроения общества, мы можем воспользоваться заметной разницей во времени между появлением на свет первой и последней части саги и проследить, как менялось представление о «зле» в сознании западного общества.
Между выходом на экраны «Новой надежды» и «Пробуждением силы» лежит пропасть в 40 лет. Первый фильм снимался во времена холодной войны. Еще существовал Советский Союз, еще никто не слышал про цветные революции, госдолг США выглядел вполне подъемным, а в Европе жили в основном французы, немцы, англичане и прочие представители местных народов.
Происходящее в мире носило резко очерченный характер, разделение на «они» и «мы» было однозначным, не требующим дополнительного осмысления.
Такой взгляд на мир отразился и в первом фильме о вселенной «Звездных войн». Главные герои фильма «Новая надежда» сражались с однозначно злым героем Дартом Вейдером. Двухметрового роста человек, одетый во все черное; массивная броня, длинная мантия, зловещего вида шлем, тяжелое дыхание и грозный шипящий голос. Образ дополнял суровый имперский марш, сочиненный Джоном Уильямсом. Вейдер не оставлял зрителю шанса на сомнения.
Под стать главному злодею и государство, чьи интересы он представляет. Галактическая Империя, сковавшая волей императора тысячи звездных систем. Единство Империи обеспечивает мощный звездный флот, а недовольных можно испепелять целыми планетами благодаря «Звезде смерти» — оружию невиданной мощности.
Противостоять такому врагу — уже честь. А победить — слава великая.
Желающие легко найдут параллели между Империей и Советским Союзом — огромным государством с сильной армией, ядерными ракетами и пожизненным лидером во главе. И хотя, Джордж Лукас всячески открещивается от каких бы то ни было сравнений, других мыслей в разгар Холодной войны не возникало.
Минуло четыре десятилетия. Развалился Советский Союз. Мир успел побыть однополярным и уже вышел из этого состояния. Появились новые вызовы. Выросло и уже успело обзавестись собственными детьми поколение, не заставшее прежний миропорядок. Поменялись взгляды на устройство общества, изменились культурные ценности.
Произошли изменения и во вселенной «Звездных войн». Канула в прошлое Галактическая Империя. Но равновесной смены ей не появилось. Первый Орден — не государство в чистом виде. Это организация. Хунта, возникшая на осколках Империи, которая терроризирует часть галактики.
Сильно изменился и главный злодей. Нынешний главгад юн и тщедушен. Он не обладает отточенными боевыми навыками, хотя и успел нахвататься по верхам. У него нет солидного опыта командования, отсутствует авторитет среди сослуживцев и подчиненных. Неуравновешен, склонен к эпатажному проявлению гнева.
Кроме того, Кайло Рен является сыном положительных героев, а соответственно, в любой момент может быть объявлен блудным, прощен и принят обратно на сторону добра и справедливости. Будучи формально главным злодеем, этот персонаж не может до конца определиться, на чьей он стороне, и убийство отца для него скорее вымученное, чем единственно верное действие. Выражаясь современным языком: «#онжедеть».
Какая может быть честь в противостоянии такому «злу»? А победа над ним и вовсе невозможна. Причем эту мысль до нас доносит положительная героиня, мнение которой нельзя не принимать во внимание.
Последний фильм о вселенной «Звездных войн» демонстрирует, что в массовом сознании западных обывателей зло аморфно, неизбывно и неабсолютно. Соответственно и борьба с ним имеет ограниченный смысл, а при некоторых условиях возможно вообще переквалифицирование зла в умеренное добро, которое хоть и может совершать ошибки, но уничтожению не подлежит.
Аналог такого «зла» в современном мире легко найти. Есть одно квазигосударство на Ближнем Востоке, с которым Соединенные Штаты как бы борются уже не первый год. Нынешний лидер мирового кинопроката подводит идеологическую базу под бессмысленность этого противостояния и проталкивает возможность прощения и примирения с противником.
Вот только фильм запоздал. ВКС России наглядно продемонстрировали, что со злом можно бороться и достигать при этом значительных успехов. А это значит, что сценаристам следующей части «Звездных войн» придется попотеть. С октября 2015 года мир успел поменяться, теперь сценарные заготовки придется переделывать. Ведь старую концепцию зритель может уже не оценить.
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Смотрите также
из категории "Новости разное"