<span class="nones">Охотники за привидениями: </span> Других не надо - «Новости кино»
«Охотники за привидениями» (“Ghostbusters”), 2016
По мотивам одноимённого фильма 1984 года
Режиссёр: Пол Фейг
Авторы сценария: Кэти Дипполд и Пол Фейг
Оператор: Роберт Йеоман
Композитор: Теодор Шапиро
Продюсеры: Эми Паскаль, Айван Райтман
В ролях: Кристен Уиг, Мелисса Маккарти, Кейт Маккиннон, Лесли Джонс, Крис Хемсворт, Нил Кейси, Энди Гарсиа, Сесили Стронг, Мэтт Уолш, Майкл Кеннет Уильямс и другие.
Что именно сделало «Охотников за привидениями» такой живучей классикой? Как практически все знаковые голливудские хиты прошлых десятилетий, фильм Айвана Райтмана был рискованным уже как концепт; само сочетание комедии и хоррора, пускай с серьёзным перекосом в сторону первой, исторически гораздо чаще встречается в кино визионерском и культовом, в «Охотниках» же неотъемлемыми становились ещё и фейерверочные спецэффекты, грозившие затмить собой всё остальное. Ответ был найден, главным образом, в сардоническом юморе Билла Мюррея, который стал ведущим элементом всего зрелища; правда, силой своей харизмы актёр не только перевесил означенных привидений, но и оттенил сильнее, чем следовало, прочих людей в кадре.
Комичная невозмутимость Мюррея стала наилучшим контрастом для призраков и их склонности творить в кадре анархию. Добавить общий быстрый темп и пригоршню удачно сработавших идей зелёного картофелеобразного Лизуна, Сигурни Уивер в почти отсутствующем платье, безупречно мерзкого Уильяма Атертона, и, разумеется, песню и появившееся на свет кино могло жить долго и счастливо в любой семье с видаком. Но эта формула не была устойчивой, что отчётливо показала уже вторая часть, пытавшаяся извлекать скудные шутки из общения Мюррея с младенцами и повадок эксцентричных второстепенных персонажей и ныне смотрящаяся как любой из бесчисленных сиквелов, где все делают вид, что они не просто отрабатывают гонорар.
Охотники за привидениями
трейлеры
При всех его достоинствах, оригинал никогда не был священным текстом, и поскольку третьему фильму с квартетом усталых стариков никогда не суждено было сбыться (как бы ни убеждал себя в обратном Дэн Эйкройд), начать с нового листа римейком-перезапуском было совершенно разумно. Главное, как всегда баланс между поклонами оригиналу и собственным духом, и Пол Фейг понял это сразу; перед нами, со всеми вытекающими, именно «Охотники за привидениями» от автора «Шпиона». За отстутствием рейтинга R, здесь, впрочем, всё равно не имевшего бы смысла.
На практике это означает наличие юмора практически на любой вкус словесного, визуального, нижепоясного, абсурдного, пародийного который подаётся без строгой дисциплинированности (до этого американским юмористам вообще далеко) и по умолчанию не срабатывает каждый раз, но это маловажно, потому что за одной шуткой быстро следует другая. Самое слабое впечатление в этом плане производят дежурные упоминания других фильмов («не будьте как мэр из «Челюстей») и, что показательно, камео единственные активно бесполезные и отвлекающие внимание моменты в фильме. Ближе к концу излишек комедийных идей прекрасно виден в неловкой сцене с танцами военных под гипнозом, первая часть которой отводится на сам фильм, а вторая на финальные титры.
Комедийное разнообразие отражается и в актёрском составе, где, что важно, никто не пытается подражать кому-либо из оригинала, но все работают в привычных для себя типажах Уиг попадает из одной неловкой ситуации в другую, Маккарти чередует добродушие с взвинченностью (если кому детский рейтинг и мешает полностью развернуться, то именно ей; впрочем, иные зрители, наоборот, вздохнут с облегчением), Лесли Джонс полагается на крики и сарказм.
Здешние «охотники» в куда большей степени, чем первая четвёрка, являются командой с равно поделённым хронометражем, но и среди них находится своя звезда Кейт Маккиннон, чья Хольцманн производит впечатление обретшего человеческую форму Багза Банни или благостно настроенного Джокера. Единственная, у кого здесь нет банальных вещей вроде предыстории или даже намёка на развитие, она вечный носитель хаоса с маниакальным взглядом и непредсказуемой энергией, способная красть сцены, даже находясь в расфокусе на заднем плане. Отдельно умно, что именно ей отводится роль изобретателя; она оторвана от реальности ровно настолько, чтобы можно было не сомневаться в её способности едва ли не вытащить из воздуха любой псевдонаучный гаджет со сложным названием.
Мужики, со своей стороны, дружно отступают назад на роли необязательных злодеев, мешающихся представителей власти и рассеянных секретарш. Иными словами, они проработаны здесь примерно в той же степени, в какой женщины в бесчисленном количестве мужских фильмов; разве что никто не занимает роль Уивер но и это хорошо, поскольку романтическая линия тут никому не сдалась, и её отсутствие ещё немного отодвигает римейк от оригинала. В то же время никто в кадре не становится объектом насмешек; даже персонаж Хемсворта (чьё пост-марвеловское будущее, очевидно, должно быть в комедиях) в своём шедевральном идиотизме по-хорошему умилителен, и жаль, что во второй половине сценарий отводит ему резко противоположную роль.
Не слишком подвластный своему прародителю, новый фильм все равно неминуемо движется к большой экшн-кульминации, где в этот раз на кону стоит судьба всего мира. Непривыкший к такому Фейг ставит весь этот тёмно-зелёный компьютерный хаос скорее с чувством обязанности, нежели с традиционным азартом; исключения неожиданно эффектное триде и сольный выход всё той же Маккиннон.
В конечном счёте, все удачные возрождения старых франчайзов объединяет чистый энтузиазм собравшейся на площадке команды, и здесь его тоже хватает, чтобы преодолеть все проблемы и камео, и лёгкую суматошность, и вставную драму Уиг и Маккарти, и то, что Fall Out Boy сотворили с оригинальной песней. Фильм не забывает главное, ради чего все в нём собрались охотиться за привидениями и получать удовольствие, и это уже ставит его ближе к первой части Рейтмана, чем ко второй. Будет ли его собственное продолжение (если оно вообще будет) ещё лучше, а не хуже вопрос, как всегда, открытый.