<span class="nones">Отмель: </span> Неглубокое синее море - «Новости кино»
«Отмель» (“Shallows”), 2016
Режиссёр: Хауме Кольет-Серра
Автор сценария: Энтони Джазвински
Оператор: Флавио Мартинес Лабиано
Композитор: Марко Бельтрами
Продюсеры: Линн Харрис, Мэтти Лешем
В ролях: Блейк Лайвли, Оскар Хаэнада, Бретт Каллен, Седона Ледже и другие.
Жанр выживальческого кино, долго дававший о себе знать скорее одним большим фильмом в несколько лет, именно в текущем десятилетии расцвёл настолько, что уже вдохновляется сам собой. Сценарий «Отмели», впервые возникший на радарах два года назад, берёт «Гравитацию», меняет космос на океан, шаттлы и станции на торчащие из воды камни и буи, а скафандр на бикини, и добавляет более активную угрозу в виде компьютерной акулы, кружащей повсюду и произвольно меняющей размер от сцены к сцене. В центре же остаётся героиня и случившийся у неё после семейной трагедии личный кризис, на основе которого авторы пытаются вывести её конфликт с природой на уровень экзистенциального испытания; получается в разы более неуклюже и не к месту, чем у отца-сына Куаронов.
Отмель
трейлеры
Как и «Дитя тьмы», предыдущий хоррор удобно устроившегося в Голливуде испанского ремесленника Кольета-Серры, «Отмель» пытается быть откровенно плюющей на правдоподобие развлекательной «бэхой», но до самых финальных титров не может оторвать себя от излишне серьёзных моментов. Мексиканский пляж, который выглядит как рай на земле, но известен лишь избранным (и случайным местным алкашам), кровоточащая китовая туша, которая удобным образом не появляется в кадре, пока не становится слишком поздно, скармливание ненасытной твари всех второстепенных персонажей, ступающих в воду всё это несёт фильм в сторону озорного трэша, но желающим повеселиться то и дело напоминают о себе нудная предыстория героини и рейтинг PG-13, для которого здесь пускают немало крови, но который в таком кино всё равно ненормален сам по себе.
Даже при том, что хронометраж мудро не превышает полтора часа, наполнять его приходится всем, чем можно. Пять минут прибытия на пляж, пять минут переодевания, пять минут на клиповую короткометражку про удовольствия от серфинга, ещё пять на телефонную драму с родственниками, так до начала основного сюжета проходит четверть фильма, да и после этого режиссёру приходится вырезать пару минут из середины и делать из них пролог, а героине болтать с чайкой (не компьютерной, настоящей), перевязывать прокушенную ногу (неясно только, чего это она нисколько не ослабела от банального обезвоживания) и произносить обязательные эмоциональные речи в удобно подвернувшуюся камеру.
Непосредственно же на акулий триллер в результате уходит от силы полфильма, и он оказывается неплохим, но не более Кольет-Серра находит несколько напряжённых моментов, когда просто позволяет камере качаться на поверхности воды, но в основном опирается на внезапные появления акулы в кадре и беспокойный монтаж. Сюжет этот какой есть умело находит применение всему, что находится под рукой, но так и не придумывает, как стать по-настоящему изобретательным, а Лайвли хоть и исполняет с должной самоотдачей роль, сложную как минимум физически, но не создаёт персонажа, за которого можно было бы реально переживать.
По отдельности ничего из этого не причиняло бы серьёзного ущерба, но в совокупности оставляет от фильма впечатление выполненной программы минимум, после которой все и разъехались по домам. «Отмели» не хватает ни терпения, чтобы попытаться выйти на уровень настоящего, хотя бы ненадолго безысходного хоррора, ни энтузиазма, чтобы создать в кадре бодрый, затягивающий аттракцион и держать его там долго, а не на протяжении нескольких отдельных сцен. Отдельно странно, что авторы в любом случае решили обойтись без триде и застывающие перед камерой капли воды, и несущиеся издалека прямо на неё челюсти, и виды под и над водой, снятые со всех возможных ракурсов, как раз просят трёхмерной камеры так, как практически ничто другое.
Увы, самый заметный визуальный приём здесь занимающий полкадра экран смартфона, чтобы зритель лучше разглядел фотки мамы на том же пляже и людей, пересказывающих Лайвли её же проблемы в стиле «как мы оба знаем». Предыстория была, допустим, единственной слабой частью и «Гравитации», но там ей отводилось минуты две ближе к началу, после чего Куароны сразу же идеально накладывали эмоциональную пустоту на космическую; «Отмель» в этом плане одновременно более агрессивна и более размыта. Кто-нибудь, расскажите голливудским таксистам, что одной кровожадной акулы достаточно для создания в кадре драмы и конфликта, и цель у протагониста такой истории должна быть одна выжить, а не решать к тому же, хочет ли она или нет вернуться в медицинскую школу.