<span class="nones">И гаснет свет: </span> И клонит в сон - «Новости кино»
«И гаснет свет» (“Lights Out”), 2016
Режиссёр: Дэвид Сандберг
Автор сценария: Эрик Хайссерер
Оператор: Марк Спайсер
Композитор: Бенджамин Уоллфисч
Продюсеры: Джеймс Ван, Лоуренс Грей
В ролях: Тереза Палмер, Гэбриел Бейтман, Александр Диперсиа, Алисия Вела-Бэйли, Мария Белло, Билли Бёрк, Лотта Лостен и другие.
Оригинальной короткометражки оказалось достаточно. Дэвид Сандберг, начав несколько лет назад снимать трёхминутные страшилки про таящихся на квартире монстров, уже со второй попытки наткнулся на свою лучшую идею про агрессивную человекообразную тварь, обитающую только в темноте. Простой замысел, ничего лишнего в исполнении: щелчки выключателя, приближение грозного силуэта, мигающие лампы, чувство меры в нужный момент, эффектный финальный кадр там нет претензий на звание мастера ужаса, но перечисленного хватает, чтобы подёргать за нервы любителей бродить по интернету посреди ночи.
В полнометражной версии это озорное напряжение тоже есть проблема в том, что его и здесь в сумме лишь несколько минут. Большая часть растрачивается в прологе ещё одной, ничего по сути не добавляющей к остальному фильму короткометражкой с оригинальной актрисой в одной из ролей. Когда же эти небольшие побегушки по тёмным коридорам предсказуемым образом заканчиваются, становится понятно, что впереди ещё час с лишним, и хотя для полного метра это минимальный хронометраж, здесь его заполнение становится реальным испытанием.
И гаснет свет
трейлеры
Так в центр выводится квартет из девушки, ребёнка, бойфренда и матери, к которым из каждого тёмного угла бесконечно норовит присоединиться «Диана». Подобные бугимены, как правило, вообще плохо переносят излишние (да что там, любые) объяснения, и логично, что они тем эффектнее, чем короче рассказ. Сценарий «И гаснет света» не то что не пытается найти из этой дилеммы креативный выход, но быстро сдаётся без боя и начинает работать против самого себя. У непонятного и этим нервирующего потустороннего монстра не только появляется имя, подробная предыстория и чётко определённые повадки, но он вдобавок ко всему становится ещё и буквальным олицетворением депрессии, не выпускающей одну отдельно взятую женщину из своих когтей.
То есть это одновременно и ещё одна старая история про несчастную обозлённую девочку, не желающую просто так покидать этот мир, и уже второе в этом году (после «Сомнии») большое напоминание о «Бабадуке», бледнеющее на его фоне чуть ли не до прозрачности. Единственной находкой фильма как хоррора так и остаётся образ неподвижной зловещей фигуры в темноте, уже целиком раскрытый в короткометражке; ни у сценариста, ни у режиссёра не находится достаточно воображения, чтобы сделать с ним что-то большее.
Практически каждая стремящаяся напугать сцена проходит по одному и тому же сценарию кто-то из героев заходит в полуосвещённое помещение, неподалёку в темноте появляется тварь, света становится всё меньше, но в последний момент его удаётся где-то взять. И если отдельные короткометражки Сандберга эффектны, в том числе благодаря тому, что сняты в самом обычном доме и без особого выпендрёжа, то 80-минутному фильму в его постановке отчаянно не хватает стиля, будь таковым псевдодокументальщина или визуальная горячка того же Джеймса Вана, взявшего режиссёра под своё крыло. Ютубовская крипипаста выглядит куда лучше на ютубе, чем на большом экране.
Ещё хуже «И гаснет свет» работает как драма, где затянутые перепалки героини с бойфрендом уступают место ещё более затянутым перепалкам с матерью, в дом которой главные герои возвращаются каждые минут 15, видимо, чтобы продюсеры смогли сэкономить на локациях. Чтобы эта история о борьбе с удушающим эмоциональным состоянием могла всерьёз задеть, здесь нет ни проработки персонажей, ни режиссуры, ни накала. А есть старающиеся на пустом месте актёры, всё более дешёвые по ходу дела пугалки и поистине впечатляющий в своей неуклюжести финал, в форме универсального месседжа говорящий о том, что лучше всего сделать страдающему от депрессии человеку, чтобы не задалбывать больше себя и близких.