<span class="nones">Бен-Гур: </span> Тимур и симуляция - «Новости кино»
«Бен-Гур» (“Ben-Hur”), 2016
По одноимённому роману Лью Уоллиса
Режиссёр: Тимур Бекмамбетов
Авторы сценария: Кит Р. Кларк, Джон Ридли
Оператор: Оливер Вуд
Композитор: Марко Бельтрами
Продюсеры: Марк Барнетт, Рома Дауни, Джон Ридли
В ролях: Джек Хьюстон, Тоби Кеббелл, Родриго Санторо, Морган Фриман, Назанин Бониади, Джеймс Космо и другие.
Можно сколько угодно кивать на роман-первоисточник, которому за сотню лет, и ряд адаптаций, причем предпоследняя была вполне недавно — в 2010 году, в виде мини-сериала, но всё равно в массовом сознании «Бен-Гур» — это фильм 1959 года. 11 «Оскаров», уникальные съёмки, объект поклонения американских кинематографистов на протяжении всех этих десятилетий. Разумеется, это не означает, что снимать новую версию (если это не пародия) — гиблое дело. Что угодно имеет право на существование и может быть принято лучше классики, но важно понимать, что придётся соревноваться за ум и душу зрителя.
Поэтому только очень самоуверенный человек мог взяться за нового полнометражного «Бен-Гура». Бекмамбетов, безусловно, такой. Он человек амбициозный и прагматичный, и отчасти, видимо, поэтому на сто процентов убеждённый, что прекрасно понимает, как всё устроено, как нужно снимать и что зритель ждёт. Но правда в том, что нет, не знает, и кроме дешёвой рабочей силы в Москве, которая сделает спецэффекты, и непомерной самоуверенности, у Тимбека нет ничего. Это подтверждалось раньше, и подтвердилось вновь.
Бен-Гур
трейлеры
Справедливости ради, новый «Бен-Гур» делает несколько в каком-то смысле правильных вещей. Прежде всего, он избавляется от миссии пропагандировать, концентрируясь не на обращении всех порядочных людей в последователей Христа, на его рождении и смерти, а на самом Иуде, Мессале и вещах чуть более универсальных — на милосердии, всепрощении и немного на семейных ценностях.
Религиозность сведена к минимуму (не говоря о том, что дерзкий бунтарь-еврей, выпустивший стрелу в Пилата и, собственно, запустивший сюжет, так и вовсе похож на укурка-паркурщика без мозгов). Иисусу отвели только несколько сцен, включая те самые с подношением воды, вырезать которые никто не осмелился. Тем не менее, он кажется необязательным — история не о нём, а о том, как семья поломалась, а потом срослась обратно, слёзы, дождь.
Иуда с Мессалой превратились в сводных братьев, один из которых блаженствовал, а другой страдал из-за комплексов, а потому ушёл в армию строить карьеру. Библейская притча с легкостью превратилась в историю о недоразумении и мести уровня х/ф «Двойной удар» и прочей классики боевиков. На роль Иуды вполне можно было взять Джейсона Стэйтама или Вина Дизеля. Тем более, время от времени диалоги вполне подходящие. Плюс, вскоре Бен-Гур начинает выглядеть как человек, который входит в помещение, только выбивая двери ногой, и потом этой же ногой избивает всех внутри.
Одновременно Мессала — внезапно не злодей, даже не отморозок, а герой шекспировской трагедии. Причём неизвестно, по авторской задумке или случайно. Иногда сложно понять, что творится у него в голове и что он будет делать дальше — сирота Мессала из пролога и Мессала-солдат могут сменять друг друга несколько раз в пределах одной сцены. Погибни он, как собака, это выглядело бы ужасным насилием над персонажем, но Тимбеку удаётся вырулить из этой ситуации в самом конце, выдав всё за душевные муки — типа, сам не понял, что творил, брат. В единственном ценном эпизоде фильма восторженные зрители подхватывают тело Мессалы и начинают играться с ним, Иуда смотрит на это очень грустно, а Пилат произносит, опять же, единственную достойную реплику за весь фильм — о том, что теперь они все римляне. Будь Тимбек хоть немного художником, а не зашедшим не туда рекламщиком, сделай он такого больше, то получился бы тот второй «Гладиатор», на который то ли он, то ли его продюсеры рассчитывали.
Добивает же кино внезапно отсутствие какой-либо зрелищности. Гонка на колесницах, ради которой все на самом деле пришли, смотрится хуже той, что сняли почти 60 лет назад. Там люди, конечно, падали на землю с помощью пяти монтажных склеек, но всё равно в каждом кадре был размах, мощь, драйв, усиленные понимаем того, что это не компьютер, и колесницы с лошадями действительно носились по гигантскому павильону, среди пыли и огромных декораций. Пускай и не на той скорости, как в фильме.
А у Тимбека размаха нет, и вся гонка — средний аттракцион, без серьёзного креатива. Он, словно Федя Бондарчук, до сих пор живёт в середине нулевых, полагая, что наличие компьютерного спецэффекта само по себе круто, и все будут в восторге. Тимур, привет из 2016-ого, у нас в прошлом году был «Безумный Макс», где Тома Харди лично тащили по пустыне в окружении десятка автомобилей, приковав его перед этим к капоту машины. Это раз.
А во-вторых, у фильма вообще проблемы с эпичностью. Экономия экономией, но речь о конкуренции с одним из главных эпиков в истории мирового кинематографа, а тут в картине три с половиной масштабных панорамы — меньше, чем в любой серии «Игры престолов». После этого даже лень придираться к мелочам вроде иногда неуместной одежды или постоянной съёмки с рук и «гопро», из-за которых, наоборот, всё как-то обмельчало (хотя понятно, что это были такие попытки дистанцироваться от картинок «ультра панавижн»).
Очевидно, что Бекмамбетову нужно пересмотреть свои взгляды на то, что такое кино. Они поверхностные и во многом ошибочные. Идейно «Бен-Гур» — пожалуй, самое цельное из того, что он снял, но в целом фильм, как и все его предыдущие работы, выглядит небрежным, сырым, инфантильным и безвкусным. Симуляцией кино.