Крейсер: Никакой надежды - «Новости кино»
«Крейсер» (“USS Indianapolis: Men of Courage”), 2016
Режиссёр: Марио Ван Пиблз
Авторы сценария: Кэм Кэннон, Ричард Рионда дель Кастро
Оператор: Анджей Секула
Композитор: Лоран Эйкем
Продюсеры: Ричард Рионда дель Кастро, Майкл Мендельсон
В ролях: Николас Кейдж, Том Сайзмор, Томас Джейн, Мэтт Лэнтер, Брайан Пресли, Коди Уокер, Эмили Теннант, Ютака Такэути и другие.
«Тысяча сто человек оказались за бортом. И только 316 спаслись. Остальных сожрали акулы». В истории кино, возможно, нет ни одной сцены, которая бы сделала для сравнительно малоизвестного исторического события больше, чем четыре минуты из «Челюстей» для катастрофы «Индианаполиса», пускай и цифры там были названы не самые точные (экипаж состоял из 1196 человек, выжили 317), и то, что причиной большинства смертей явились банальные обезвоживание и голод, отмечено вовсе не было. Главное что безупречно написанный монолог и актёрская игра объединились и одними рваными словами передали кошмар всей ситуации настолько ёмко, что на этом тему можно и нужно было сразу закрывать.
Закрывать, разумеется, не стали в начале 90-х про «Индианаполис» сняли телефильм, а теперь вот и большое кино, которое, впрочем, тоже выглядит как снятый в 90-х телефильм. Вообще, по своему масштабу вся эта история тайная доставка крейсером частей «Малыша», затопление японской подлодкой, сутки дрейфа в открытом океане, массовая гибель, спасение, судилище над капитаном, защищать которого прибыл даже командир той самой подлодки, действительно больше подходит для телевидения, но для формата минисериала. Создатели «Крейсера», нисколько не смущаясь, взяли всё вышеперечисленное и запихали в два часа хронометража, предсказуемо достигнув в результате знакомой ситуации, когда фильм одновременно жутко скомкан и, ввиду отсутствия фокуса, затянут.
Крейсер
трейлеры
То есть, предполагается, что фокус от начала и до конца должен оставаться на героизме моряков, но сценаристы в своём искреннем почтении к ним решили, что лучший способ передать этот героизм построить фильм по принципу тупых байопиков «сначала произошло вот это, затем вот это и это, а закончилось всё вот так». По факту они не выделяют по ходу дела никакую идею и не позволяют ничему из этого толком дышать.
Всё подаётся в максимально разжёванном виде в кадре нет людей и характеров, а есть однородная масса героических моряков с квадратными подбородками, различимых разве что по цвету кожи, и чиновничьё, произносящее в тёмных комнатах реплики вроде «Война хороша для бизнеса» (на этом примитивном уровне здесь все диалоги). Если мелодрама то как можно более топорная и мучительно растянутая на весь фильм; если музыка то звуковой эквивалент развевающегося американского флага либо траурные женские завывания. Словом, то, что у нас бы гордо назвали «патриотическим блокбастером», только у нас он на безрыбье собрал бы какие-то копейки и вызвал какое-то бормотание публики, а не исчез, не успев даже появиться.
В то же время, как назло, если Кейдж то присутствующий в кадре полчаса и всё это время настолько побитый и близкий к апатии, насколько это для него возможно, по уровню харизмы и вовлечённости в происходящее он уступает и Сайзмору, как раз сохранившему былую сумасшедшинку в глазах, и Джейну в камео героического пилота, влетающего в кадр с похабной сигарой во рту и фразой «Кто-то за это заплатит».
Всё это сопровождает предсказуемая нехватка размаха и бюджета если на более-менее сносный эпизод тонущего корабля денег создателям ещё хватает, то движущаяся субмарина в этой основанной на реальных событиях (тм) драме выглядит не лучше, чем у Гая Мэддина в «Запретной комнате», а акулы сюда заплывают из хорроров, выпущенных прямиком на видео десять лет назад. Ну и, что самое главное, фильм даже не делает вид, что переносит на экран трагедию сотен людей в кадре всякий раз единовременно присутствует максимум человек двадцать, в основном одни и те же лица, и если это уже не признание поражения, то что тогда.
За исключением пары-тройки моментов вроде рассказа под звёздным небом о том, как герой Кейджа познакомился с женой, следующего сразу за очередным кровавым нападением, «Крейсер» даже не принадлежит к числу тех нелепых серьёзных драм, над которыми тянет глумиться за их серьёзность. Вплоть до самой концовки, когда он на две минуты успевает превратиться в документальный фильм с говорящими головами, его многочисленные, глубоко сидящие проблемы никак не связаны с претенциозностью или, наоборот, пофигизмом создателей. Это творение людей, обладающих самыми благими намерениями, но их умений хватает лишь на самого нетребовательного зрителя и никого больше. Когда выясняется, что от объявления такого фильма до его выхода на экраны прошло пять лет работы, первая реакция ужас. Так выглядит подлинная трата времени.