Зачинщики: Самое тупое ограбление на свете - «Новости кино»
«Зачинщики» (“Masterminds”), 2016
По мотивам реальных событий
Режиссёр: Джаред Хесс
Сценарий: Крис Боуман, Хаббель Палмер, Эмили Спиви
Оператор: Эрик Уилсон
Композитор: Джеофф Занелли
Продюсер: Райан Кавана
В ролях: Зак Галифианакис, Кристен Уиг, Джейсон Судейкис, Оуэн Уилсон и другие.
Это никогда не было самым крупным ограблением банка в истории («Лумис Фарго» за полгода до описываемых событий обнесли на более существенную сумму, и тоже тупо увели инкассаторский грузовик, причём увёл водитель этого грузовика), строго говоря, это вообще не было ограблением банка, если говорить формально, это была такая крупномасштабная кража казённого имущества с последующей растратой — ночной охранник компании по перевозке денег, отправив сменщика домой, просто увёл из гаража броневик с наличкой, моментально слиняв в Мексику кутить, где его и взяли. По несчастливой случайности большая часть из украденных 17 миллионов (из которых почти 2 миллиона были оставлены брошенными в кузове — увезти столько налички двадцатидолларовыми купюрами жуликам оказалось не под силу) формально принадлежала банкам, а это уже вроде как федеральное преступление.
Потому к месту преступления была вызвана кавалерия в лифе ФБР, которым осталось понять, куда делись деньги — похищение прошло прямо на камеры, однако через границу столько нала не перевезёшь, а Скот Гэнтт поступил умно, вывезя из США максимально разрешённую к вывозу без декларации сумму в 50 тысяч долларов, благополучно их спустив на дайвинг и сигары. Но остальные деньги исчезли бесследно.
Тогда начали раскручивать подружку Гэнтта Келли Кэмпбелл и её школьного приятеля Майкла Чемберса с женой, которые внезапно начали тратить безумные деньги, хотя до этого жили в трейлере. Когда им последовал звонок из Мексики, всех четверых взяли, включая незадачливого убийцу Майкла Маккинни, посланного Чемберсами к Гэннту с целью убрать свидетеля. Финита. Гэннт и Келли отсидели по семь лет, остальным дали куда больше как зачинщикам и за покушение на убийство. Деньги в основном вернули, но часть суммы пропала в неизвестном направлении. Дело было названо прессой «деревенский грабёж», поскольку все фигуранты жили в непритязательной сельской местности вокруг города Шарлотта, что в Северной Каролине.
Так что, как видите, это никогда не было самым крупным ограблением банка в истории, строго говоря, это вообще не было ограблением банка. Зато эта история смело может претендовать на звание самого тупого грабежа в истории. Кубометры мелких купюр, хранимые в пластиковых бочках, покупка шикарных авто с отслюнявливанием стоимости продавцу в руки, заказанные в Вегасе костюмы «под Элвиса», угон броневика прямо под камеры, безнаказанный вывоз за границу буквально чемодана денег (никто ничего не заподозрил), всё это феерия разгильдяйства и бытового идиотизма. Окончательно спалились ребята, когда пришли класть первую порцию отсыревших купюр в банк со словами «не бойтесь, это не от продажи наркотиков». В общем, тупые и ещё тупее.
Из этой истории Джаред Хесс мог запросто снять комедию про придурков, где реальные Ллойды и Гарри бегали бы от ФБР и… погодите, они ни от кого собственно и не бегали. В фильме есть пара мини-погонь, но они вставлены сценаристами, в реальности ничего такого не было. Да это и не важно, поскольку в фильме авторы предпочли из тупых придурков сделать с героями другое превращение — сделали из них придурков невероятно милых.
По сути, перед нами полуторачасовая комедийная мелодрама о кучке недотёп из числа типичного «белого мусора», включая их невест, жён, коллег по работе, подружек и что вообще бывает в этой жизни. Такая шутливая Санта-Барбара про голь перекатную, которой однажды удалось оказаться рядом с безумными для неё деньгами и что из этого вышло. В этом фильме все такие симпатичные идиоты, что больше похожи на плюшевых зайцев, чем на грабителей и едва ли не убийц. Даже совершенно вставной в этом фильме киллер такой милаха, что его хочется обнять и накормить.
И Галифианакис со своими гротескными причёсками, и Уиг с декольте, и невестушка с дракой в магазине, и семейство Чемберсов — одно сплошное умиление без малейших следов морали.
Это на самом деле главный плюс фильма — даже когда идут титры и нам рассказывают, кто сколько отсидел, не происходит даже попытки отрезвить публику, как это было у морализатора Бэя в финале «Анаболиков» — в незамутнённый мир деревенских дурачков даже отсидка не привлекла ни малейшей нотки шальной мысли — что-то пошло не так. А в наше время натужной морали это само по себе ценно, ну хоть тут нас не пытаются чему-то научить. Ура.