Инферно: Старики и дети - «Новости кино»
«Инферно» (“Inferno”), 2016
По роману Дэна Брауна
Режиссёр: Рон Ховард
Автор сценария: Дэвид Коэпп
Оператор: Сальваторе Тотино
Композитор: Ханс Циммер
Продюсеры: Рон Ховард, Брайан Грейзер, Майкл де Лука, Дэн Браун
В ролях: Том Хэнкс, Фелисити Джонс, Бен Фостер, Ирфан Хан, Омар Си и другие.
Мы наконец дожили до того времени, когда даже ругать именем Дэна Брауна стало скучно и старомодно. Но третий фильм о профессоре Лэнгдоне всё равно появился, причём стараниями всей старой продакшн-команды — вплоть до, наверное, девочки-хлопушки. Никто, впрочем, не попытался сделать что-то сильно другое — как будто не прошло семь лет после «Ангелов и демонов» и аж десять после «Кода да Винчи», когда мир действительно фанател по брауновскому чтиву.
Они с невозмутимым видом входят в одну и ту же реку третий раз: Лэнгдон, знаток головоломок, офигительных историй и мирового искусства, снова невольно впутывается в сложносочинённую интригу, которую он просто обязан распутать, чтобы спасти очень много людей. На этот раз речь идёт о страшном вирусе, который должен убить почти всех людей, чтобы их, как ни странно, спасти.
Ставки постоянно растут. Сначала, говорят, умрёт половина человечества, а другая будет смотреть и мучиться, а потом вообще — что заразится больше 90% процентов. В общем, как в стандартном современном кинокомиксе. Главное, чтобы Лэнгдон успел разобраться, кто тут кого преследует, зачем, почему и, наконец, куда ехать дальше. К тому же ему придумали ретроградную амнезию, чтобы стало веселее. Пошлее сюжетного хода не изобрести, но это ведь Дэн Браун, он всегда кидал в кучу все возможные приёмы — лишь бы твисты шли пулемётной очередью.
Каким-то образом всё это снова связано с адом, Данте и музеями, где Лэнгдон всегда как дома, и ему разве что чай не предлагают на каждом углу. Хотя больше беспокоит не топтание Брауна на одном месте, а до сих пор не прошедшая одержимость Голливуда сюжетами про перенаселение и конкретно про психопатов, желающих порубить пару миллиардов человек ради тающих ледников. Раньше все злодеи были практичными. Они хотели править миром, купаться в деньгах и всё такое. Теперь же, кого ни возьми, каждый хочет геноцида, иногда даром, вместе с собой, ради лучшего в нас.
Коллективное бессознательное продюсеров и сценаристов породило уже тьму персонажей, примерно одинаково доказывающих, что человечество рубит сук, на котором сидит. При этом, несмотря на разумность приводимых аргументов, каждый раз их сливали, превращая в конце в разного рода неадекватов, падающих замертво от рук храбрых героев. В «Инферно» всё происходит примерно так же. Лэнгдон прямым текстом говорит, что ему импонируют идеи — только он не согласен с методами. А как быть иначе, сам не знает, советуя только «погромче кричать».
Но в то же время «Инферно», которое на поверхности всё такой же легкомысленный бульварный детектив, одинаково бредовый и увлекательный, кое в чём оказывается мудрее и взрослее многих. В нём нет злодеев и героев, как в комиксах. Возможно, тому виной обыкновенный старческий снобизм, пришедший либо от Брауна, либо от самих авторов фильма, но в итоге история получилась только о том, как старые интеллектуалы пытались разрулить дерьмо молодых интеллектуалов, у которых по молодости головы забились чушью. Именно по молодости, по любви. Никаких шизофреников и психопатов — только юные горячие сердца, максимализм и благие намерения. Жаль, что сценаристам не хватило смелости приписать сюда веганство, теорию малых дел, час Земли и прочие актуальные вещи.
Перерастите это, почти прямым текстом твердят с экрана. Мир сложнее, и с некоторыми вещами приходится мириться. Ты будешь преподавать в Кембридже, твоя бывшая — работать в Женеве, и несмотря на все сантименты, так всем будет лучше, и все это понимают. Как одновременно здесь хладнокровный убийца и фальсификатор понимает, что убивать миллиарды людей ради идеи — не сумасшествие, а банальный идиотизм. Тупость. Собственно, именно его реплики в первую очередь указывают на неожиданную мораль. А она, вместе с бодрым монтажом, делают «Инферно» немного лучше предыдущих фильмов, придавая ему даже небольшую, но ценность.