Рецензия: Проезжие мертвецы - «Новости кино»
Покуда главное в текущем десятилетии сказание о зомби остаётся на телевидении, кино об ожившей мертвечине не сдаётся и по-прежнему плодится с нарастающей скоростью, но в то же время принимает вид либо единичного фильма-катастрофы с заоблачными затратами, либо россыпи независимых комедий и драм, мучительно ищущих хоть какой-нибудь небанальный подход к концепту. В этих поисках далеко не всегда успешных жанр стал проводить столько времени, что, по иронии, реальным глотком свежего воздуха стало появление чего-то знакомого и проверенного чистого триллера, который собирает в одном месте десяток разномастных персонажей и предлагает им выжить.
Секрет успеха в грамотном совмещении нахватанных отовсюду жанровых приёмов. Вступительная часть «Поезда в Пусан», не заморачиваясь с долгими объяснениями, подбрасывает отдельные тревожные намёки на локальную биологическую катастрофу, одна из жертв которой с нездоровым видом успевает пробраться на отправляющийся из Сеула скорый. С этого момента, пока вокруг пассажиров разворачивается зомби-апокалипсис, они заточены внутри движущегося герметического триллера (с обязательными эффектными вкраплениями чёрного юмора и бесстыдной мелодрамы), лишь на который они и могут полагаться, не зная, куда он их довезёт и довезёт ли вообще.
Посреди потенциального корма для мертвецов фильм находит абсолютно стандартный набор архетипов: прилизанный инвестиционный менеджер и не получающая от него внимания дочь, беременные супруги из рабочего класса, парень и девушка, пожилые сёстры, бомж, Самый Главный Босс. Большую часть времени в этом нет проблемы, поскольку сыграны они с живостью и энергией, а того же главного героя авторы не боятся показывать корпоративной сволочью, пусть он, конечно, и научится ценить и полагаться на ближнего своего. Когда фильм оступается, он делает это ровно потому, что заставляет героев действовать неорганично; так в одной сцене вместо ощущения драмы появляется лишь подозрение, что создатели не могли найти лучшего способа избавиться от (буквального) вагона персонажей, в другой богатый дядька в костюме решительно переходит ту черту, что отделяет паникующего эгоиста от карикатурного злодея.
Учитывая историю жанра и даже саму основную локацию, сразу напоминающую один недавний фильм другого корейского режиссёра, «Поезд в Пусан» неожиданно мало цепляется за всеми любимый социальный подтекст. Классовая ненависть, ответственность корыстных корпораций за катастрофы, поведение живых людей, делающее их самих похожими на бездумных монстров всё это в кадре есть, но фильм не останавливается, чтобы вдолбить это в голову смотрящим. В первую очередь он ценен как прямолинейное жанровое кино, которое устанавливает правила игры особенность здешних зомби в том, что они нападают как быстрые и бешеные звери, но должны видеть или слышать жертву, и с азартом протаскивает персонажей и зрителей через одно испытание за другим.