Повилас Ванагас: «У меня для любимой только ласкательные имена» - «Новости»
«Поспешай медленно» – таков девиз самого титулованного фигуриста за всю историю Литвы Повиласа Ванагаса. Он все любит делать обстоятельно, с толком. Вот и будущую жену, Маргариту Дробязко, разглядел не сразу, а после десяти лет совместного катания на льду. После того как чемпионы стали еще и телезвездами, интерес к личной жизни этой пары значительно возрос. Периодически в прессе мелькают сообщения, что Маргарита и Повилас либо расстаются, либо уже расстались. Но они вместе, несмотря на слухи. И хорошо знают, что такое поддержка – не только на льду. Подробности — в интервью журнала «Атмосфера».
Многократного чемпиона Литвы по фигурному катанию Повиласа Ванагаса поставила на коньки его мама, работавшая тренером, и лишь для того, чтобы мальчик больше ел из-за нагрузок. Слишком уж худеньким был ее сын. Большой любви к этому виду спорта у Повиласа не было: он все время хотел оставить лед и забросить коньки на полку. И это ему практически удалось. Если бы не служба в спортивной роте в рядах вооруженных сил, наш герой мог бы и не получить все свои многочисленные титулы. Именно в армии тренеры по фигурному катанию поставили его в пару с Маргаритой Дробязко, его постоянной партнершей и будущей женой.
Повилас, а почему вы не любили фигурное катание? Такой красивый вид спорта!..
Повилас Ванагас: «Это сегодня так считают. А в пору моего детства фигурное катание было экзотическим видом спорта. Им занимались единицы. Как и все ребята во дворе, я любил баскетбол, футбол. Мне пришлось прийти на каток лишь из-за того, что так захотела мама. (Лилия Ванагене была семикратной чемпионкой Литвы. – Прим. авт). Вскоре она разглядела, что у меня получаются прыжки. Стала выпускать меня на соревнования... Она же стала и моим первым тренером. Честно говоря, я бы не хотел быть тренером для своего ребенка. Но сам я сегодня безумно благодарен маме, что она настояла на моих занятиях спортом».
Многие спортсмены считают: когда родители тренируют своих детей, ничего хорошего из этого не выходит...
Повилас: «Статистики не знаю, но думаю, что пятьдесят на пятьдесят. Все зависит от того, к чему у ребенка есть склонности. Если отпрыск дикий лентяй, то спорт поможет его «излечить». Но если он хочет заниматься одним видом спорта, а родители насильно заставляют его заниматься другим, то, возможно, это воспитает в нем только покорность. Хотя, с другой стороны, возможна конфликтная ситуация между ребенком и родителями».
Занятно, что многих спортсменов, которые достигли высот, когда-то в детстве привели в секцию либо чтобы они поменьше болели, либо, как в вашем случае, чтобы побольше ели...
Повилас: «Я не думаю, что только по этим двум причинам приводят детей в спорт. У каждого ребенка своя ситуация. Но то, что постоянные физические нагрузки в детстве нужны, – однозначно. Я, например, сейчас восхищаюсь теми родителями, которые смогли свое чадо отдать во множество самых разных спортивных секций. Идеальный вариант! Не все становятся профессиональными спортсменами. А вот если ребенок десять лет будет заниматься различными видами спорта – это не только разовьет его физические данные, но и закалит личность».
Если вы так активно не любили фигурное катание, о чем мечтали? Кем видели себя в будущем?
Повилас: «Врачом. Медиком был не только папа, но и дедушка с бабушкой по его линии. И они меня тонко подталкивали на этот путь».
А со стороны мамы, видимо, были все фигуристы?
Повилас: «Дедушка по маминой линии работал директором катка, на котором я провел все свое детство. Он этот каток построил в советское время с нуля, нарушая всяческие законы. Его даже пытались привлечь к ответственности. Я и сейчас иногда прихожу на этот каток, где до сих пор тренирует моя мама. Там занимаются многие талантливые дети Литвы. И все благодаря моему дедушке, который вложил в проект свое время, труд, свою энергию».
Почему же вы не стали врачом?
Повилас: «Я какое-то время ходил на медицинские курсы. Но класса с третьего график тренировок на катке стал очень плотным. И я отказался от медицины. Невозможно объять необъятное».
Однако ваша биография гласит, что после школы вы поступали вовсе не в физкультурный, и даже не в медицинский, а почему-то в МГИМО...
Повилас: «Мысль по поводу МГИМО возникла у меня совершенно случайно. Просто к тому моменту, когда я заканчивал школу, в СССР вовсю шла перестройка. У больших начальников этого заведения возникли большие проблемы. Их чуть ли не сажали за коррупцию. Я, наивный юноша, подумал, что теперь, когда их всех вывели на чистую воду, наступила справедливость и можно будет поступить в МГИМО не только детям дипломатов, но и простым смертным. Могу сказать одно: я ошибался». (Улыбается.)
Вас не приняли?
Повилас: «Нет. Я вернулся в Литву, поступил в Политехнический институт, а через полгода мне пришла повестка в армию. Пришлось задуматься: а что делать дальше? О моральном духе советской армии, духе дедовщины, я знал не понаслышке. Не хотелось испытать это».
А откуда знали?
Повилас: «В детстве я много лет ездил по стране на сборы и выступления. И в российских спортивных клубах видел дедовщину воочию. Старшие унижали младших. Я задавался справедливым вопросом: если подобная ситуация была в спортивных заведениях, где я выступал и тренировался, то что же должно твориться в самой армии? И вот когда мне пришла повестка, я вспомнил, что меня постоянно звали кататься в Москву разные тренеры – выступать не как одиночнику, а в танцах на льду. Поэтому после раздумий я выбрал спортивную роту в спортивном клубе ЦСКА. Приехал в Москву, сказал, что готов попробовать. Но был уверен, что через два года мои пробы закончатся».
Через десять лет после совместного катания на льду Маргарита Дробязко стала еще и супругой Повиласа. Фото: Lori.ru.
Но жизнь распорядилась иначе...
Повилас: «Да. Меня поставили в пару с Маргаритой (Маргарита Дробязко – партнерша, жена. – Прим. авт.). У нее на тот момент не было партнера. Тренеры решили, что нечего ей болтаться одной, и поставили со мной, поначалу вроде как временно».
И вот уже больше двадцати лет вы вместе на льду...
Повилас: «Да, почти двадцать пять» (Смеется.)
Вы ведь не сразу стали симпатизировать друг другу?
Повилас: «Поженились мы через десять лет совместного катания, если вы об этом».
У вас с Маргаритой была красивая свадьба?
Повилас: «Очень скромная! Гостей – всего восемь человек. Мы были очень уставшие физически и эмоционально от прошедшего спортивного сезона. Поэтому когда возник вопрос, сколько человек звать, мы решили отказаться от пышной свадебной церемонии. Хотя я очень большой любитель именно больших и многодневных мероприятий. (Смеется.) Я несколько раз в своей жизни был на свадьбах, когда гуляли три дня, а гостей насчитывалось человек по сто пятьдесят. Это производит неизгладимое впечатление! Но для нас подобное было бы не радостью, а мучением. Поэтому на свадьбе присутствовал ближний круг: наши родители, мы и свидетели».
В чем секрет долголетия вашей пары?
Повилас: «Наверное, секрета особого нет. Просто получилась пара, которая интересна зрителю. Мы это чувствуем на протяжении всех тех лет, что мы вместе на льду, и испытываем большое удовлетворение от своего творчества. Но если бы мне кто-нибудь тогда сказал, что в свои почти сорок пять лет мы будем продолжать кататься, я бы не поверил. Точно!»
В прессе периодически попадаются материалы о том, что семейная жизнь Ванагаса – Дробязко дала трещину, что вы уже расстались или только собираетесь… Как вы относитесь к подобным
публикациям?
Повилас: «Сначала, конечно, это сильно раздражало. Но, увы, с такими публикациями ничего не поделаешь. Корреспонденты различных изданий почему-то считают себя вправе так говорить – о том, чего нет. И это только для того, чтобы заработать лишнюю копейку. Бедные люди!»
Как ни печально, но таковы законы шоу-бизнеса, в котором вы с Маргаритой теперь варитесь.
Повилас: «Тоже верно. Согласен! Когда мы катались профессионально, наши поклонники, даже самые преданные, видели нас по телевизору два-три раза в году – на чемпионате мира, чемпионате Европы и кубке Гран-при. Да и показывали все это в довольно неудобное время. А тут зритель смотрит нас по четыре месяца в году. Раз в неделю, в прайм-тайм, на Первом канале. И не две минуты выступления! Это хороший пример того, на что способно телевидение. И как оно может изменить жизнь людей, которых показывают, и жизнь людей, которые на них смотрят».
Вы уже привыкли быть медийным лицом?
Повилас: «Не то чтобы привык – наверное, как-то научился жить с этой медийностью. Спокойно реагировать на проявления народной любви вне ледовой площадки. Когда к тебе подходят на улице, пытаются познакомиться, пожать руку, сфотографироваться, взять автограф».
Такой напряженный рабочий график не мешает личной жизни?
Повилас: «Ни в коем случае! Мы же с Маргаритой на шоу ездим как пара. Это здорово, что не надо убегать из дома, расставаться. Нам повезло».
Маргарита никогда не ревновала вас к вашим партнершам – ведь все они красивые и известные личности?
Повилас: «А-а-а-а! (Смеется.) Говорит, что нет, но иногда я это чувствую!»
А вы?
Повилас: «Я уже научился сильно не ревновать». (Смеется.)
Когда вы не на гастролях и нет ледовых шоу, то как обычно проводите свободное время?
Повилас: «Я очень люблю все, что связано с растениями, с цветами. Вот скоро наступит как раз такая пора, когда я буду каждое утро бегать к цветочнице – на грядки смотреть, что там раскрылось. Для меня появление новой жизни в природе – чудо!»
Павилас Ванагас и Лариса Вербицкая во время Шоу «Ледниковый период».
Вы ведь за городом живете – есть где разгуляться...
Повилас: «Да. Хотя поначалу мы не думали жить за городом постоянно. Когда мы в начале этого века купили землю и начали строить дом, то думали, что это будет эдакая летняя дача – чтобы родители Маргариты были в сезон поближе к нам. Но когда мы приехали и посмотрели на хоромы наших соседей, поняли, что дача будет сильно выбиваться из «общей палитры». (Смеется.) Ну а когда переехали, поняли, насколько счастливы люди, которые в основном живут за городом в своем домике с небольшим клочком земли. Или в большом и с большим. Только за городом осознаешь, как сильно мы загнали себя в каменные мешки. Живем друг у друга на голове. Но что поделать? Это почерк современного мира!»
Как вы считаете, что в вас двоих общего? Чем вы похожи с Маргаритой?
Повилас: «Сложный вопрос. Наверное, тем, что мы оба любим фигурное катание. Это дело, которым мы занимаемся и которое, как я считаю, у нас неплохо получается. Только я стал любить его со временем, а она это чувство испытывает с самого детства. Также и я, и Маргарита обожаем животных. Что еще? Раз мы столько лет живем вместе (а как партнер с партнершей катаемся еще больше лет на десять), то, наверное, у нас много общих человеческих качеств».
А в чем вовсе не совпадаете?
Повилас: «Существует много нюансов, как и в каждой обычной семье, в каждом коллективе. (Смеется.) Я, например, более педантичен, чем Маргарита. (Улыбается.) Меня раздражает немытая посуда в раковине. Я считаю, что если нет сил, то ее нужно хотя бы замочить с вечера, чтобы утром все помыть. Зато жена очень пунктуальная, а я нет. Могу приехать в аэропорт в самый последний момент. Много лет назад были вещи, из-за которых у нас происходили трения. Но потом мы поняли, что нужно идти на уступки друг другу. Найти компромиссы, чтобы не раздражать и не раздражаться».
За кем все-таки остается последнее слово в вашей семье?
Повилас: «Ой, сложно сказать! Чаще всего, наверное, за Ритой. Но у нас не случается таких жестких споров, чтобы в конце поставить это последнее слово. (Смеется.) Мы более дипломатичным путем решаем спорные вопросы, если они возникают. «Я сказал, значит так и будет», – это не про нас!» (Смеется.)
То есть у вас более нежные способы решения проблем. Как, кстати, вы называете жену в обычной жизни?
Повилас: «Только ласкательные имена. Как минимум Ритуля! Но вообще я люблю придумывать ей разные прозвища».
Какие?
Повилас: «Например, Дундя. Она спрашивает, что за Дундя. «Дундя, – отвечаю, – и все!» (Смеется.) Ничего не значащее слово, но подходящее Маргарите в данный момент. Дундя – это сегодня, завтра еще чего-нибудь придумаю».
А она вас как называет?
Повилас: «Есть у нее и для меня имена, но не так много, как у меня для нее». (Смеется.)
Как вы считаете, имя определяет характер человека? «Ванагас» переводится с литовского как «ястреб». Вот вы в себе ощущаете качества хищника, охотника?
Повилас: «Не думал. Наверное, нет. Хотя, когда я вижу в небе ястреба, возникает ощущение сродства». (Смеется.)
Вы как-то признались в интервью, что у вас есть некий девиз, которым вы руководствуетесь в жизни. Как он звучит?
Повилас: «Festina lente, что с латыни переводится как «поспешай медленно». Эту фразу я услышал от своего духовного отца, царствие ему небесное. На мой вгляд, это правильные и мудрые слова».
Получается жить по этому принципу: все успевать, спеша понемножку?
Повилас: «Нет, не получается. Очень много незаконченных и отложенных дел. Например, вместо кабинета у нас дома склад уже в течение нескольких лет. Все руки не доходят. Но я обязательно выберу время и не спеша закончу и это дело».