Сергей Бабаев: «Когда ты узнаваемый человек, выглядеть нужно достойно» - «Новости»
Ведущий программы «Доброе утро», кажется, по определению не может быть в плохом настроении. Добродушие, которым Сергей Бабаев запомнился еще по программе «Другие новости», является главной чертой характера известного журналиста, который, накопив немалый профессиональный опыт работы в разных жанрах, сегодня является одним из самых популярных ведущих на современном телевидении.
— Сергей, насколько я понимаю, с программой «Другие новости» у вас началась совершенно другая жизнь.
— Конечно. Я стал ведущим на Первом канале. До этого я работал на НТВ и НТВ+, осенью 1996-го я открывал НТВ+ в качестве спортивного ведущего. Тогда это был совсем «невидимый» спутниковый канал, практически с нулевой аудиторией. Узнавать меня начали, когда я стал работать корреспондентом на ТВС, особенно после того, как освещал какие-то трагические события, типа захвата театрального центра на Дубровке. А став ведущим на Первом канале, конечно, начал ощущать себя несколько по-другому. Это приятно, но подразумевает и большую степень ответственности: нужно все время держать себя в руках, например, нельзя позволить себе напиться прилюдно. Есть масса каких-то ограничений, поскольку выглядеть нужно достойно. Когда ты узнаваемый человек, за этим нужно особенно тщательно следить.
— Не расценили смену формата, как некое расслабление для себя: после документальных
фильмов о войне в Дагестане и Чечне, репортажей о теракте на Дубровке вы стали работать в более спокойном режиме.
— Конечно, снимать репортажи с мест трагедий, общаться с людьми, которые только что потеряли своих близких — тяжело. Но если серьезно заниматься любым делом, всегда находишь в нем и свои сложности, и свои приятные моменты. Я всегда серьезно относился к своей работе. И в формате «Других новостей» выкладывался по-полной, уставал. Поэтому не скажу, что мне стало легче: опаздывать на прямой эфир — это уж совссем негоже. Сейчас я веду программу «Доброе утро», у нас скользящий график, а с приходом весны эфир и вовсе делится на две части — мы работаем из «Останкино» и из нашей передвижной студии. Режим у нас такой: мы приходим днем предыдущего дня, записываем интервью с гостями, затем орбитный выпуск, потом прямо в «Останкино» ложимся спать, для чего у нас есть две специальные комнаты, а в 4 утра встаем, так как в 5 у нас прямой эфир на Москву.
— Однажды вы сказали: чтобы стать хорошим журналистом, важно поставить себе целью не зарабатывание денег, а интерес к профессии. Сегодня вы преподаете в ВНШТ — удается вам убедить молодых журналистов, что профессионалами на ТВ не становятся «по блату»?
— Я им всем объясняю, что для начала нужно иметь хотя бы небольшие способности, чтобы их потом развивать, если тебя увлекает сама профессия. Не ждите, что все будет моментально. Никакой Познер не стал Познером сиюминутно.
Сергей Бабаев признается, что до сих пор увлекается биологией. Фото: материалы пресс-служб.
— Он тоже выпускник биологического факультета МГУ, на который изначально поступали вы.
— Да. Проучившись на биофаке один семестр, благодаря своему начальнику на НТВ Алексею Ивановичу Буркову, который привел меня к ректору Виктору Садовничему, я потом перевелся на журфак и оканчивал его в течение десяти лет, так как работа на телевидении, куда я пришел сначала администратором и постепенно стал ассистентом режиссера, редактора, корреспондентом, режиссером, спортивным комментатором и ведущим, меня поглотила полностью.
— Расскажите о своей коллекции хвойных растений.
— Последние классы школы я очень интересовался биологией, прочитал все учебники для первого и второго курса биофака МГУ, и эта тема мне до сих пор очень интересна, хотя я и выбрал для себя другую профессию. На даче у меня есть интересные экзотические растения, так что ко мне можно приходить, как в Ботанический сад. Есть сосна обыкновенная, сосна черная, сосна кедровая. Есть кедровый сланник, который мне подарила гример из дирекции информационных программ, три вида пихты — корейская, сибирская и одноцветная, несколько видов можжевельников и туй. Но главное мое недавнее приобретение, которое не имеет отношения к хвойным — это морошка. Саженцы мне подарили во время командировки в Кострому. В московской области эта ягода исключительно редкая, климат для нее слишком теплый, но я с удовольствием буду с нею возиться. Очень люблю ягоды — малину, ежевику, голубику крупноплодную, клюкву и бруснику. Ежевики в прошлом году собрал 9 кг. Причем полез ее собирать в жару, а поскольку она дико колючая, надел ветровку, чтобы не пораниться. В итоге не заметил, как получил тепловой удар.
— На даче вы ведь вообще проводите много времени — у вас там и плов в казане, и велосипедные прогулки всей семьей...
— Не только плов, в казане можно готовить много всего! И овощи любые, и картошка великолепно получается, и нут — турецкий горох. Шашлык надоедает за первые майские праздники, поэтому дальше уже начинаются импровизации — и плов разных видов, и картошка со вчерашним шашлычком. Главное, чтобы было интересно готовить. Соседи как запах учуят — сразу бегут в гости. (Смеется.)
— Ваши 15-летний сын Никита и 9-летняя дочь Лиза уже дали вам поводы для гордости?
— Конечно. Лиза занималась фигурным катанием четыре с половиной года, получила третий юношеский разряд. Потом мы ушли из профессионального спорта по целому комплексу причин. Сейчас она стала рисовать, а кроме того, занимается плаванием. Никита уже несколько лет учится в театральной студии при школе. На мой взгляд, они ставят неплохие спектакли, бывает, занимают призовые места на различных конкурсах. Еще сын снялся в полнометражном детском фильме со Светланой Немоляевой и занимается академической греблей.
Сергей Бабаев с семьей. Фото: материалы пресс-служб.
— Вы для них — авторитет?
— Наверное, да. Конечно, они, как и все нормальные дети, не беспрекословно исполняют то, что им скажешь. Особенно сейчас, когда Никите уже 15 лет, и он все время пытается самоутверждаться. В целом, особых проблем нет, но воспитание детей — это каждодневный труд. Иногда от зрителя легче добиться понимания, чем от собственных детей, у которых есть свой характер и свои представления обо всем.
— То есть к тому, что их папа — телеведущий, они относятся спокойно?
— Спокойно, потому что при их жизни я всегда был телевизионным ведущим. Дочка родилась за месяц до того, как возникли «Другие новости», и она меня не помнит работающим кем-то иным. Их одноклассники как-то на это реагируют. Но у самих детей по этому поводу нет никакого восторга. Работа как работа.
— С супругой Ириной вы в свое время познакомились на НТВ. Чем она сейчас занимается?
— Сейчас она занимается детьми, но очень хочет выйти на работу. Думаю, в ближайшее время у нее это получится.
— А какие у вас корни, что в вас заложили мама с папой?
— Мои родители — инженеры. Они занимались всем, что связано с космосом. Поэтому когда я работал корреспондентом, я, в том числе, занимался и этой темой, много ездил на Байконур. Папа заложил во мне интерес к технике — он очень многое и хорошо умеет делать своими руками, что-то починить, смастерить. Это я перенял у него. На даче большинство строительных работ я выполнил своими руками. От бабушки у меня любовь к выращиванию растений, к биологии, потому что лето, в основном, я проводил у нее на даче. Там были и парники, и плодовые деревья, и грядки. Я тоже во всем этом принимал участие, воспринимал это как чудо — сажаешь семечку, а из нее вырастает растение выше тебя ростом.
— Вы задумываетесь еще о каком-то творческом вираже на перспективу?
— Пока мне достаточно «Доброго утра», где тоже есть масса возможностей для развития. А еще кроме растений я профессионально увлекаюсь макрофотографией: крупно фотографирую насекомых, пауков, клещей и так далее. Это тоже очень интересное занятие, и мне хотелось бы достигнуть в нем определенных высот.