Зураб Соткилава: Из крайних защитников в нападающие - «Новости»
У премьера самых известных оперных сцен мира, солиста Большого театра Зураба Соткилавы, много артистических и государственных наград, но больше всего он гордится званием чемпиона Советского Союза по футболу. В далеком 56-м капитан молодежной сборной Грузии Зураб Соткилава привел свою команду к победе. Жена артиста Элисо Турманидзе рассказывает мне, что супругу всегда приходилось переламывать судьбу. «Он был крайним защитником, который часто переходил в нападение, это редчайшее качество». Этим летом поклонники певца убедились еще раз – сила характера у Зураба Лаврентьевича невероятная. В 78 лет победить рак поджелудочной железы! Начать разрабатывать голос лишь три дня спустя после химиотерапии?!
Несмотря на приступы боли и резкую потерю веса, страшный диагноз, даже от семьи, он скрывал целый год. «Все узнали, когда в июле меня позвали на телевидение передать слова поддержки Хворостовскому». Тяжелейшую операцию (быстро попасть в немецкую клинику помог друг еще с сухумских времен Александр Потемкин) Соткилава вспоминает с улыбкой. «Хирурги, Андрей, четверо таких красавцев, будто из Голливуда привезли, решили меня подбодрить и, пока перекладывали на стол и анестезиолог закрывал лицо маской, спели квартетом арию из моего же репертуара». «А накануне неужели страшных мыслей не было?» – «Скальпеля я не боялся, но в какую-то минуту позвал младшую дочь и объяснил, что надо сделать, если все закончится плохо». Реабилитацию Зураб Лаврентьевич проходил уже на родине, в онкоцентре на Каширке. «Они там хоть и делали всякие капельницы от рвоты и температуры, но все равно в первые, самые плохие дни я твердил себе: «Надо победить, Зураб. Хочу петь, без этого я не смогу». И какое-то чувство внутри, вера помогали. А еще я понял одно: надо стараться ни на что не злиться. Радоваться каждому дню. Моя любимая формула теперь: живи так, чтоб рядом с тобой хотелось быть и старикам, и молодым».
Когда я говорю о том, скольким людям Соткилава сделал добро, а узнав про недуг, все они молились, посылая ему свою энергию, он улыбается.
– Знаете, Андрей, у меня нет своего сайта. Но когда президент моего фонда объявила о выздоровлении и я прочел, сколько человек в церкви ставили свечи, я был потрясен.
Силой духа Зураба Лаврентьевича был потрясен и его земляк, знаменитый кардиохирург Лео Бокерия, узнавший о болезни артиста, толькокогда он вернулся в Россию.
– Врачебная тайна, и я не собирался об этом говорить, но Зураб был и моим пациентом. Позвонил как-то с жалобой, что очень плохо, а я на симпозиуме в Штатах. Направил его в мой институт, там быстро прооперировали, поставили стент. И уже через три дня он репетировал в Большом театре».
Сегодня, месяц спустя после химиотерапии, главная мечта Зураба Соткилавы – сольный концерт, отмененный из-за болезни.
– 25 октября хочу спеть в Сергиевом Посаде, в фантастическом зале, где я выступал семь лет назад. Музыка будет сложная и сверхгениальная – Шостакович, «Песни и пляски смерти» Мусоргского.
– Не боитесь столь тяжелой темы?
– Ничего, надеюсь, выдержу.