Рецензия: Мило пофлиртуем - «Новости кино»
Тонкий и самобытный наблюдатель за нравами претенциозной молодёжи, Уит Стиллман первыми тремя фильмами заработал положение одного из ключевых инди-режиссёров 90-х, толком не угодивших в поле зрения широкой публики, а пока его творчество находили, порой вовсе случайно, немногочисленные киноманы нового века, сам он долго грозил так и остаться в старом. Коммерческий провал «Последних дней диско» привёл к маликообразному 13-летнему изгнанию, ознаменовавшие же выход из оного «Девушки в опасности», при всём своём обаянии, стали для режиссёра не шагом вперёд, но скорее разминкой. Впрочем, ценной уже тем, что это всё-таки чистое стиллмановское кино, ничуть не теряющееся от того, что его актёры и персонажи люди нового поколения.
«Любовь и дружба», между тем как раз давно назревавший творческий поворот: первое в карьере действительно серьёзное путешествие назад во времени (не на 20 лет, а на все 200), первая же адаптация чужого материала (ранняя Джейн Остин не одноимённый рассказ, к которому фильм не имеет никакого отношения, а малоизвестный роман «Леди Сьюзан»). В теории и то и другое достойно и занимательно, вот только на просмотре желающие узнать, что происходит, когда острый ум Стиллмана встречается с острым умом Остин, выясняют, что первый немудряще уступает второму практически всё пространство, из собственных находок ограничиваясь способом представления персонажей.
Унывать не стоит потому, что режиссёр действительно не прогадал с первоисточником, героиня которого, что небанально для Остин, гордо носит приставку «анти» и от бессовестного манипулирования чувствами окружающих отвлекается лишь на хвастовство им же. С минимальными отклонениями заполнив этой историей полтора часа хронометража, Стиллман снял костюмное английское кино, которое не пытается быть ни аббатством даунтон, ни сентиментальным ромкомом. Поиски мужа одно из любимых занятий героинь Остин здесь проходят со здоровым прагматизмом, переходящим в цинизм («слишком стар, чтобы им управлять, слишком молод, чтобы умереть» и так далее вплоть до блестящего в этом смысле финала), и это вкупе с изящными издёвками над второстепенными персонажами делает фильм в нужной степени живым и свежим, создавая заодно интересный контраст с ранними лентами Стиллмана, герои которых жили в конце 20-го века, но общались нередко как в старых романах.
Сам режиссёр, кажется, желает подчеркнуть шутку нарочито статичными кадрами и музейными декорациями; спорный ход, поскольку тяжело избавиться от подозрения, что на деле он просто решил не заморачиваться. Отсюда, в частности, вытекает и общая легковесность фильма, остающаяся от него основным впечатлением; даже при наличии в кадре вполне честных эмоций «Любовь и дружба» в итоге довольна собой просто в качестве шутливой безделушки, пусть и умной и забавной. Главные в кадре, кто от неё выигрывает Бекинсейл, получившая достойную роль впервые лет за десять, и знакомый доселе лишь зрителям британского ТВ актёр Том Беннетт, в первую же минуту своего пребывания на экране обгоняющий Клуни и Хемсворта, чтобы стать самым истерически смешным киноидиотом этого года.