Великолепная семёрка: И злодей - «Новости кино»
«Великолепная семёрка» (“Magnificent Seven”), 2016
По мотивам персонажей Акиры Куросавы
Режиссёр: Антуан Фукуа
Сценарий: Ричард Венк, Ник Пиццолатто
Оператор: Мауро Фиоре
Композитор: Саймон Франглен, Джеймс Хорнер
Продюсер: Антуан Фукуа
В ролях: Дензел Вашингтон, Крис Пратт, Итан Хоук, Винсент Д'Онофрио, Хейли Беннетт, Питер Сарсгаард и другие.
Отослав свою картину к сценарию (именно сценарию) Куросавы, Антуан Фукуа, конечно, просто сделал красивый жест, мол, нечего меня сравнивать с Джоном Стёрджессом, мы оба копировали один и тот же шедевр 1956 года, базирующийся нынче на 19 строчке сверху в рейтинге IMDb. Жест этот в полной мере бессмысленнен — кто смотрел «Семь самураев» знает, что в сценарии Пиццолатто от оригинала не осталось даже той сексисткой шутки про «а нет ли у тебя старшей сестрёнки», не говоря уже о том, что там вообще не осталось почти ни единой шутки, а шутят у Куросавы тяжеловесно, но непрерывно, а с лица Тоширо Мифуне всю дорогу не сходит ехидная улыбка.
Тем не менее, спасибо Фукуа уже за то, что он дал повод вспомнить, откуда вообще пошли современные вестерны, поскольку их история — это вообще история массового, скажем так, заимствования и вообще перекрёстного опыления. К концу пятидесятых жанр оригинального американского труъ-вестерна находился в глубоком кризисе, хотя об этом даже не догадывался. Так в 1960 на «Оскар» в семи номинациях был выдвинут вестерн-эпик Джона Уэйна с ним же в главной роли. Выиграл фильм только «лучшую музыку» (как мы видим, в этой номинации всегда были проблемы), и при бюджете в 17 миллионов (по нашим ценам примерно в десять раз больше) собрал в прокате 7 и никому с тех пор особо не нужен.
Одновременно тихо выходит «Великолепная семёрка», полная не пафоса, но дурацких шуточек, харизмы Юла Бриннера и Стива Маккуина и совершенно нереалистичная для жанра, который всегда гордился своим реализмом, где актёры всегда лично исполняли трюки и бросали лассо. Да ещё и снятая по заокеанской средневековой истории, не имеющей к вестерну вообще никакого отношения.
Дорога к зрителю у фильма была непростая, там были переписывания сценария и снятия имён с титров, и в прокате даже с нищим двухмиллионным бюджетом (в дальнейшем все вестерны, даже самые успешные, будут сниматься за сущие копейки) он едва окупился дома и вообще остался бы незамеченным, если бы не гиперуспешный прокат в Европе.
Там, между тем, уже несколько лет снимались и испано-британские, и итальянские вестерны, бедные, как церковные мыши, и такие же незаметные. Но должно было пройти ещё 4 года, чтобы жанр «восточного вестерна» наконец нашёл своего истинного воплотителя и своё известное нынче название. «Спагетти вестерны» Серджио Леоне собрали в себе всё то, что было в «Великолепной семёрке» и других предшественниках жанра — харизму, своеобразный суровый юмор, притчевость, переходящую в натуральную фэнтэзийность, и главное музыку: именно Элмер Бернстайн потом навечно поселится в вершинах рейтингов лучшей киномузыки всех времён, гений Эннио Морриконе всегда будет вынужденно вторым.
И самое главное, в чём «Великолепную семёрку» можно считать первым «восточным вестерном» — это была история возвращения жанра на родину, рассказ о том, что сюжет можно и нужно повторять на новом материале так, что он снова и снова будет становиться классикой.
Так что Фукуа зря тушуется по поводу римейкизации. Для этого жанра римейки заложены в генах. Забавно, что даже чернокожий персонаж в вестерне тоже совсем не изобретение Фукуа, да и после предыдущих двух фильмов Тарантино такие штуки уже смотрятся вполне естественно, азиат на Диком Западе выглядит, конечно, несколько странно, но и это в общем по нынешним временам даже не повод для обсуждения.
А вот что повод, так это патентованная насупленность Фукуа, которая ему ещё встанет дороже, чем он думает. Корни «Аламо» и ему подобных вестернов давно засохли в мексиканской пустыне, а наследие «Великолепной семёрки» требует совсем другого подхода. Но Фукуа смело отбрасывает всякие приличия и привычно бросается драматизировать драму, вырезая из историй предшественников всё, по его мнению, лишнее, а именно — праздники, шутки, раздачу лепёшек, а великолепную семёрку делая Великолепной со всех больших букв, что аж глазам больно. Даже аналога юного самурая тут нет как нет, ведь пацан был бы недостаточно великолепен.
Какие там быстрые, но голодные стрелки Запада, готовые за пригоршню долларов подрядиться в нищую мексиканскую деревню, нет, теперь они спасают труъ-американских поселенцев на труъ-американской земле от труъ-американских бандитов, а в воздухе реют призрачные знамёна Конфедерации и скальпы убиенных нэйтив американз. В конце обязательно салют из пулемёта Гатлинга и всеобщее вставание.
Несмотря на умелую постановку трюков и красивое обращение с классическим форматом «панавижн», а также вполне уместным Дензелом Вашингтоном в главной роли, это в итоге очередное мини-Аламо, жанр большой, серьёзный, и мало кому нужный. Оба предшественника завершались фразой про «крестьян-победителей», Фукуа тоже пытается пошутить с бумажными вертолётиками, но выглядит это в итоге так натужно, что даже становится неловко.
В первых двух фильмах четверо из семи героев погибали случайно и нелепо, и в этом был некий ускользающий смысл, у Фукуа они погибают непременно Героически с большой буквы «гэ», хотя Пратт и успевает первый и последний раз за фильм пошутить. От этого Фукуа кажется, что фильм стал цельнее и осмысленнее. На самом деле это не так, но бог бы с ним. Зрителю-то норм?
Всё это неплохо смотрится, но за последние годы вышло так много нео-вестернов, что мы стали невольно разборчивы. Пародировать оригиналы лучше умеет Тарантино, осовременивать — Коэны, показывать гламурное компьютерное ретро — Доминик, но лучше всего жанр смотрится в неожиданных руках безумных нищих самоучек. А пересъёмки классики в шкуре традиционного боевика — это затея в высшей степени бессмысленная. Хотя и может принести с трудом выживающему MGM какие-то деньги.