Мазепин поедет без флага и гимна? Как санкции WADA добрались до автоспорта - «Формула-1»
«ФОРМУЛА» И ДОПИНГ
Мы потихоньку привыкаем (а если честно – и привыкли, и смирились), что согласно решению WADA и CAS ближайшие два года на всех чемпионатах мира наши спортсмены будут выступать в нейтральном статусе. Вон, саночник Роман Репилов уже стал первым из тех, кто в этом качестве взял золото ЧМ – два дня назад он победил Кенигзее. И все же, как казалось, это касается лишь олимпийских дисциплин. Вряд ли болельщики думали, что нечто подобное может случиться в автоспорте.
Однако нет! ФИА, как и все крупные международные федерации, тоже давно и плотно сотрудничает с WADA – если точнее, то с 2010 года. Она признает утвержденный список запрещенных препаратов, гонщиков могут поверить на допинг и, в случае положительной пробы, вынести дисквалификацию (а также аннулировать предыдущие результаты). В общем, все как у всех. Другое дело, что в автоспорте такие случаи не просто редки – они исключительны! За весь период есть лишь один случай, когда спортсмен «спалился» таким образом – летом 2019-го британец Ник Левентис (выступал в GT) сдал положительные тесты на анастрозол и дростанонол. Правда, к этому времени он и так уже закончил карьеру, так что история развития не получила.
Был момент, когда отстранение из-за допинга могла схлопотать и российская гонщица – Анастасия Нифонтова. Одна из немногих девушек-участниц «Дакара» и чемпионата мира по ралли-рейдам (она выступает на байках) сдала положительный тест на мельдоний. Это случилось еще в ноябре 2016-го, когда тема милдроната с подачи Марии Шараповой разгорелась вовсю. Тогда на недавно занесенном в запрещенный список препарате поймали многих россиян. Но, как вы помните, серьезное наказание понесла лишь теннисистка. Всех остальных, по сути, простили. В том числе и Нифонтонову.
Но вообще тема допинга в автоспорте неактуальна. Здесь, конечно, велики физнагрузки и важна физическая форма, но на первом месте в достижении результата стоят скорость реакции, концентрация и мастерство. Которые не прокачать препаратами, а вот «загубить» побочными эффектами от них можно. Пилотов действительно иногда отстраняют от гонок, но ловят их на банальных наркотиках, типа марихуаны (как, например, Томаша Энге в 2002-м году – эта история стоила чеху продолжения карьеры в «Ф1»). Но допинг именно в классическом смысле у них непопулярен – по описанным выше причинам.
ПРЕЦЕДЕНТ В РАЛЛИ
Тем не менее, правила есть правила. И если ФИА ратифицировало правила WADA, то обязуется им следовать. А если WADA приняла решение, что все российские спортсмены на чемпионатах мира и Олимпийских играл должны иметь нейтральный статус, значит, все то же нас ждет в автоспорте?
Не факт. Но не исключено.
Само решение WADA было принято еще в конце 2019-го. Тем не менее, чемпионат-2020 Даниил Квят провел как «полноценный» россиянин – и с флагом, и с гимном (который бы прозвучал, если бы он выиграл гонку). По идее, то же самое должно ждать и Никиту Мазепина. Но тут случился интересный прецедент.
На прошлой неделе стартовал чемпионат мира по ралли – WRC. И в нем тоже есть российский пилот – Николай Грязин. Так вот, на «Ралли Монте-Карло» с ним приключилась интересная история.
- После первого или второго дня гонки нам пришло письмо от ФИА вместе с WADA, где нас попросили налепить везде наклейки «нейтральный спортсмен». Потому что мы экипаж из России, а русские сейчас в черном списке из-за прошлого кипиша с допингом, - написал Грязин в своем телеграме. – Хорошо, что не потребовали снимать флаги. Но в случае нашей победы гимна России не будет. Будем просить включать «Катюшу».
Сам Грязин в гонке стал в итоге 12-м, да и выступает он в дивизионе WRC2, не претендуя на победу в тотале. Но ралли – это ралли. Что, если подобные требования предъявят всем других российским гонщикам в разных сериях? Тем более, что у нас есть не только пилоты, но и команды – например, SMP Racing в WEC (гонки на выносливость).
Пока однозначного ответа на вопрос нет.
Точно можно сказать, что подобного не случится в младших гоночных сериях. Скажем, Роберт Шварцман в «Формуле-2» точно останется полноценным российским пилотом, безо всякого нейтрального статуса. Лишь потому, что «Ф2» не является чемпионатом мира. Зато им является «Формула-1», где дебютирует Мазепин.
- Возможно, Никита угодит в ту же историю, что и Грязин, - рассуждал на своем Ютуб-канале комментатор Алексей Попов. – Что нас будет ждать в этом случае? Не исключено, что Мазепину придется выступать под флагом РАФ (Российской автомобильной федерации). Что касается гимна - надо быть оптимистом, чтобы рассчитывать выиграть гонку на «Хаасе» в первый же год. Но флаг-то есть везде – над автодромом в честь каждого участника, над боксами, на комбинезоне пилота. Если его запретят, то это будет очень неприятно.
И тут с Поповым сложно не согласиться. Остается надеяться, что в ФИА и конкретно в «Формуле-1» не пойдут на поводу массовой истерии. Все-таки, «Ф1» - вещь в себе, со своими правилами, законами и традициями. Будет обидно, если и здесь не упустят возможность задеть чувства российского гонщика и российских болельщиков таким спорным способом.
источник: «Советский спорт»