Гран-при СССР: Москвич против Феррари. Мечту генсека оборвала смерть - «Формула-1» » Спорт - Мира
Спорт - Мира » Спорт » АВТО/МОТО » Гран-при СССР: Москвич против Феррари. Мечту генсека оборвала смерть - «Формула-1»
Гран-при СССР: Москвич против Феррари. Мечту генсека оборвала смерть - «Формула-1»

Брежнев был страстным фанатом «Формулы-1».02 июня 2023 22:01автор: Сергей Чиков автор фото: РИА Новости Почему в СССР не было Формулы-1? В середине двадцатого века автоспорт обрел огромную популярность во всем мире, а «Формула-1» укрепилась в качестве лидера данной дисциплины. Пилоты по всему миру
Гран-при СССР: Москвич против Феррари. Мечту генсека оборвала смерть - «Формула-1»
Брежнев был страстным фанатом «Формулы-1».02 июня 2023 22:01автор: Сергей Чиков
автор фото: РИА Новости

Почему в СССР не было Формулы-1?

В середине двадцатого века автоспорт обрел огромную популярность во всем мире, а «Формула-1» укрепилась в качестве лидера данной дисциплины. Пилоты по всему миру соревновались на быстрейших болидах того времени по всем гоночным трассам планеты. Однако Советский Союз упорно не принимал участие в королевских гонках.

Как таковой причины неучастия нет. С одной стороны, страна была закрытой и с не особым рвением отправляла своих спортсменов за рубеж. В купе с этим, «Формула-1» – это про развитие автомобильных технологий, и по этой причине партийные руководители опасались, что капиталистические страны воспользуются шансом украсть разработки советских проектировщиков.

Еще одной причиной можно назвать идеологическую несостыковку данного вида спорта. «Формула-1» – это больше про гламур, эпатаж, роскошь. Сам спорт по себе дорогой и отчасти отображает те ценности, которые порицались при советской власти. Могли бы вы себе представить этап Формулы в духе легендарного Гран-при Монако тех лет. Очень маловероятно.

Источник фото: Getty Images

Но если отбросить все это, то есть и более простой ответ: на автоспорт попросту не было спроса. В народе был тренд на обычный потребительский сегмент автомобилей. Они казались более привлекательными, а дорогостоящие по тем меркам гоночные болиды с высокой скоростью не приковывали подобного ажиотажа. Из-за этого производителям не было никакой выгоды заходить на этот рынок. Плюс ко всему, сам автоспорт не казался каким-то романтичным и существовал только из-за интереса к нему со стороны любителей-энтузиастов. В стране отдавалось предпочтение хоккею, футболу, либо баскетболу.

Не нужна нам Формула заморская, у нас есть своя

Несмотря на отсутствие широкого интереса публики к «Формуле-1», в СССР все же проводились соревнования различных классов автомобилей, в том числе и приближенных к оригинальным формульным болидам. «Формула-5», «Свободная формула» как только не изменялось название советского аналога королевских гонок, уровень которых едва дотягивал до мировой «Формулы-3». Болиды разгонялись до 200 километров, в то время как на мировом уровне уже во всю выжимали все 300.

Источник фото: РИА Новости

Из-за маленькой конкуренции и гегемонии команды АЗЛК (проще говоря, Москвич) она була упразднена, а высшей серией стала советская «Формула-3». Система была такова – присутствовал основной чемпионат и «Формула-4», где тестировались все наработки и каталась перспективная молодежь. А что самое интересное, этот спорт был поистине народным, ведь по большей части гоночные болиды конструировались энтузиастами, нежели производителями.

Но даже в не самом популярном виде спорта присутствовали выдающиеся люди. Самым успешным гонщиком в истории советской Формулы является Юрий Теренецкий. На его счету чемпионский титул 1972 и 1976 годов, за это время гонщик ни разу не покидал топ-3 общего зачета. К слову, это был единственный советский пилот, который бы мог принимать участие в международных заездах. Если сейчас гонщик допускается к заезду при наличии суперлицензии, то тогда разрешалось при успешном накате на определенном типе болида, в то время ходовым был болид серии «Г5». После завершения карьеры он стал проектировщиком автомобилей. Ему удалось создать самый легкий кузовной автомобиль, предназначенный для кольцевых гонок – «Москвич-412» весом в 670 кг (при оригинальной массе 1045 кг).

Источник фото: соцсети Юрия Теренецкого

Олимпиада и автоспорт

На фоне успешного опыта проведения международных соревнований (речь идет про Олимпийские игры 1980 года) многие иностранцы увидели большой потенциал в проведении спортивных мероприятий на территории СССР – окутанной для них тайнами страны. Одним из тех, кто увидел большие перспективы в заходе на советский рынок стал Берни Экклстоун, который к тому времени уже был главным лицом в «Формуле». Вдохновившись уровнем проведения Олимпиады (на которой Экклстоун лично присутствовал) он начал предпринимать попытки наладить отношения с советским руководством.

Задача оказалась сложнее из-за того, что не было понимания, кто в СССР отвечал за проведения гоночных соревнований. Несмотря на то, что в Союзе существовала Федерация автоспорта, она находилась в структуре ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Было понимание, что без одобрения партии ни одна из этих организаций не смогла бы решить этот вопрос, потому, Экклстоун начал искать союзников.

Источник фото: Getty Images

В поисках поддержки

Главным сподвижником англичанина стал Леонид Афанасьев – тогдашний глава ФАС СССР, которому проведение «Формулы-1» было только на руку. Афанасьев желал попасть в Международную федерацию автоспорта, а этап в СССР был бы отличным кейсом для этого. Экклстоун отправлял своих представителей для согласования этой идеи, а вскоре и вовсе написал письмо самому Генсеку Советского Союза Леониду Ильичу Брежневу.

«Уважаемый господин Брежнев, мы благодарим Вас за благосклонное отношение к нашему плану организации Гран При Формулы-1 в Москве. Мы просим предоставить нам возможность встречи в Москве, для того чтобы я смог объяснить Вам все политические и экономические преимущества, которые могут быть извлечены из события такого уровня», – сообщалось в письме.

От Брежнева ответа не последовало, а после изучения письма со стороны ДОСААФ было оглашено, что идея нецелесообразна из-за опасности мероприятия и отсутствия советских гонщиков. Президент пообещал урегулировать этот вопрос и начал активно изучать места проведения соревнований.

Источник фото: РИА Новости

Команда британца сошлась на проведении заезда в Москве. Этап столичного гран-при даже был включен в предварительный календарь соревнований «Формулы-1» 1983 года. Вскоре Берни лично отправился в Москву для проведения переговоров с Леонидом Афанасьевым, но, обстоятельства сложились так, что у главного союзника британца случился инфаркт, а вскоре Афанасьев умер, также как и Леонид Брежнев. Советской власти было не до автоспорта, а Андропов не являлся таким страстным любителем автомобилей и высоких скоростей.

Примечательно, что Экклстоун заявлял о проведении переговоров с Брежневым, но к чему они привели - неизвестно.

Последний шанс

Берни оказался без поддержки, но не прекращал попытки привезти «Формулу» в СССР. Британский предприниматель попытался организовать этап в Эстонской ССР на автодроме «Пирита». Глава королевских гонок считал, что в более прогрессивной и открытой миру Эстонии получится осуществить задуманное. Однако, как и в прошлый раз, ДОСААФ и ЦК КПСС отвергли эту идею, не пожелав связываться с развлечением «капиталистических стран».


источник: «Советский спорт»

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика