Не дыши: Дом страха - «Новости кино»
«Не дыши» (“Don’t Breathe”), 2016
Режиссёр: Феде Альварес
Авторы сценария: Феде Альварес, Родо Саягес
Оператор: Педро Луке
Композитор: Роке Баньос
Продюсеры: Сэм Раими, Феде Альварес
В ролях: Джейн Леви, Стивен Лэнг, Дилан Миннетт, Дэниел Зоватто, Эмма Берковичи и другие.
Феде Альварес стал живой историей успеха ещё до своего второго фильма несколько лет работы над короткометражкой про инопланетную атаку быстро оправдали себя благодаря знакомству с Сэмом Раими, который тут же отдал талантливому уругвайцу режиссёрское кресло римейка «Зловещих мертвецов». На фоне оригинала результат смотрелся спорно, но сам по себе вполне прилично и, что самое главное, по-хорошему бескомпромиссно, особенно в захлёбывавшемся от крови финале.
Отсюда режиссёр мог пойти куда угодно, среди прочих постучал в его двери и «Марвел», но в итоге стало известно о его намерении себя испытать вновь снять хоррор, но уже оригинальный, без крови и вообще без излишнего шокирования зрителя. По последним двум пунктам автор, как выясняется уже на сеансе, немного слукавил, но это не есть важно перед нами классический случай, когда самоограничения пошли творческому человеку совершенно на пользу, и в Альваресе проявился один из ведущих жанровых режиссёров нового поколения.
Не дыши
трейлеры
Эффект любого герметического триллера или хоррора во многом зависит от того, насколько он предан своей герметичности, и «Не дыши» в этом смысле не тратит много времени на разогрев (хотя и хочется, чтобы тратил даже меньше). Трое молодых людей, стремящихся свалить подальше из полумёртвого родного Детройта, грабят для этого чужие дома и однажды становятся незваными гостями держащего у себя девятизначную сумму скалообразного слепого ветерана.
Стоит старику пробудиться и появиться в дверном проёме со сжатыми кулаками и вопросом о том, что происходит, как и сам фильм, до тех пор лишь угрожающе подбиравшийся к зрителю, хватает его за глотку и не отпускает уже до финальных минут. Перед персонажами резко встаёт одна-единственная цель не заплатить за свой просчёт жизнью, и с этого момента «Не дыши» превращается в один большой фильм-преследование в закрытом, грамотно очерченном пространстве, где каждая дверь и каждый ключ может ненадолго стать спасительным макгаффином, но возможностей побега по ходу действа органично становится всё меньше и меньше.
После «Кловерфилда, 10» и «Зелёной комнаты» это уже третий жанровый фильм года, где молодые протагонисты большую часть хронометража пытаются вырваться из плена угрожающего старика. «Не дыши», в отличие от них, не скачет между жанрами, не сдвигает фокус и вовсе не пытается морально или психологически усложнять конфликт между сосредоточенным монстром-охотником и его всё более отчаянными и звереющими жертвами, но раз за разом находит новый способ продлить этот конфликт, обходясь без явных самоповторов и глупостей, и в итоге достигает особой брутальной простоты и даже красоты.
Как и в «Зловещих мертвецах», Альварес не удерживается от определённого эпатажа и выдаёт свой самый запоминающийся момент, когда находит то же применение спринцовке, что и бензопиле в предыдущем фильме. Но этот эпизод только мощнее оттого, что другого подобного этому садизма в кадре нет. Где режиссёр всё-таки даёт слабину, так это в излишне аккуратной концовке, слишком легко заметающей под ковёр весь произошедший до неё ад. Но в основной части фильма ему удалось самое главное превратить название в команду, которой легко подчиниться, даже этого и не заметив.