Льюис – легенда. Почему Хэмилтон почти так же крут, как Шумахер - «Формула-1»
СЕМЬЯ
Все еще думаете, что самый дорогой вид спорта – теннис? «Ха-ха» три раза! Отдайте своего ребенка в автоспорт...
Талант нужен везде. Бездарь не станет чемпионом, пусть и родился с золотой ложкой во рту. Но чтобы появился шанс, чтобы была возможность проявить себя, войти в элиту, соревноваться с лучшими, здесь нужны деньги. Много денег. Очень много денег! Так было всегда. Хоть в начале XX века, когда любой автомобиль – не говоря о гоночных – считался невиданной роскошью. Хоть в середине прошлого столетия. Хоть после Второй мировой – когда и появилась «Формула-1». Хоть в нынешнее время. В «Формулу-1» нельзя попасть из «ниоткуда». Нужно родиться в богатой – или, по крайней мере, обеспеченной семье. Быть графом, принцем, отпрыском бизнесмена… Нужно, чтобы было кому покупать тебе карты, оплачивать участие в детских соревнованиях. Чтобы потом – если проявишь талант – мог проложить себе путь через младшие серии. А там уж – если повезет – то заручиться поддержкой крупных спонсоров и все-таки попасть в чемпионат мира.
Это касается всех. От малоизвестных пилотов, чьи имена давно канули в лету, пусть они и стартовали в Гран-при. До списка чемпионов мира, которые велики сами по себе. И исключения здесь только подтверждают правило.
Льюис – как раз такое исключение. Старший ребенок в небогатой семье. Отец – бедный эмигрант из Гренады (найдите сходу на карте такую страну!). Родители развелись, когда ему было 2 года. До 12 лет будущий пятикратный толком не знал, чему себя посвятить. Играл и в футбол, и в крикет. Ходил на тренировки карате – чтобы не обижали в школе. Потом переехал к отцу, у которого уже был другой сын от второго брака – инвалид, больной ДЦП. Ночевки в гараже на старом диване – реальность, в которой рос Льюис. В таких условиях о «Формуле-1» мечтать нет никакого смысла!
Но Хэмилтон выбился. Отец пахал на трех работах, чтобы купить ему первый карт. А старший сын ухватился за шанс. И сходу выиграл чемпионат Великобритании. Пока – лишь детский. Но настырный характер, полезная наглость и беспредельная уверенность в себе позволили мальчишке попасть на карандаш в блокнот самого Рона Денниса. Спустя 5 лет Льюис уже вошел в юниорскую программу «Макларена». Конечно же, он – не единственный, кто сумел это сделать. Но первый – и пока последний – кто сумел вырваться из бедного квартала Стивенэйджа (да из любого бедного квартала на планете!) аж в паддок «Формулы-1». За счет таланта, колоссального желания и фантастической работоспособности.
Да, Хэмилтон – реальный уникум!
ДЕБЮТ
Темнокожий парнишка среди пилотов «Формулы-1»… Уже экзотика! А Льюис попал сразу в «Макларен». На тот момент – топ-команду, ведущую борьбу за титул. Его брали «на вырост». На перспективу. В 2007-м Рон Деннис заманил в свою «конюшню» самого Алонсо – двукратного чемпиона, в 2005-2006 годах бившего самого Шумахера! Конечно, на Фернандо и была вся ставка. А Хэмилтон… Пусть набирается опыта.
Свой первый же Гран-при – в Австралии – британец завершил на подиуме (заняв третье место). Уже к лету (после его девяти пьедесталов подряд) вдруг стало понятно – он не готов мириться с ролью второй скрипки и реально может биться с испанцем! Где-то к осени у Фернандо от борьбы с «обнаглевшим выскочкой» сдали нервы. И он продал свою команду с потрохами в известном шпионском скандале (когда стало известно, что в Уокинге незаконно узнали о секретных разработках «Феррари», из-за чего «Макларен» лишили всех очков в Кубке конструкторов, плюс «наградили» штрафом в 100 миллионов долларов). Он загубил концовку сезона. И в итоге – на пару с Льюисом – отдал титул Кими Райкконену.
Сам англичанин тоже ошибался. Но – вы помните, да? – он проводил первый сезон. Это было простительно. В 2008-м – годом позже – Хэмилтон выиграл чемпионат. В напряженной борьбе. В последнем повороте последнего Гран-при, «украв» кубок у Массы. До этого всего три пилота сумели выиграть чемпионат в течение двух лет после дебюта в «Формуле-1». Нино Фарину вынесем за скобки – ведь он был лучшим в самом первом сезоне (1950). Хуана-Мануэля Фанхио отправим туда же – поскольку он взял титул на второй год существования чемпионата мира (1951). В современной истории такое, кроме Льюиса, удавалось только Жаку Вильневу (в 1997-м). Вопрос – чего потом добился Жак? И как сложилась карьера у Хэмилтона?
РЕШЕНИЕ
В жизни очень важно везение. Принцип про нужное место и нужное время – незыблем. В «Формуле-1» работает тот же закон. Важно попасть в хорошую «конюшню» в правильный период. Но кто-то плывет по течению. Кто-то это течение предугадывает. А кто-то – способен повернуть его в нужное русло.
Михаэль Шумахер в 1996-м ушел из чемпионского «Беннетона» в «Феррари», чтобы вернуть Скудерии титул, который в Маранелло не видели аж с 1979-го. И немец сам построил команду – вокруг себя, но со своими верными соратниками (Жан Тодт, Росс Браун, Рори Бирн), после чего взял пять титулов кряду (2000-2004). Хэмилтон выбрал почти такой же путь. В 2013-м покинул «Макларен» – что стало сенсацией! – и перешел в «Мерседес».
Как вы поняли – ставка сработала.
В тот сезон, когда Льюис решил податься в Брэкли, «Макларен» набрал втрое больше очков, чем его будущая новая команда. Но Хэмилтон бросил вызов – судьбе, букмекерам, в конце концов – и самому себе. Он сделал то, что и Шумахер с «Феррари» задолго до этого. Сплотил коллектив, построил все вокруг себя, помог разработать чемпионский болид. И дальше пожинал плоды успеха. И каторжной, кропотливой работы. На базе, на тестах, на брифингах с инженерами… Никто не скажет, что Льюис пришел «на все готовое». Да, он рискнул, покидая «Макларен». Но он – не прогадал. Можно злословить и пыхтеть, что все последние четыре титула британец выиграл в составе однозначно сильнейшей команды, но надо понять – он сам помог ей стать такой. И разве кто-то виноват, что все его соперники – среди которых много чемпионов! – не сумели добиться того же?
Нет, в этом виноват кто угодно. Но точно не Хэмилтон!
ХАРАКТЕР
Со смертью наперегонки: вот это – про пилотов первой «Формулы». Так вышло исторически. Любовь болельщиков, внимание женщин, большие зарплаты – это не просто так. Парни рискуют жизнью каждый день, садясь за руль. Сейчас уже меньше, чем было лет 20 назад – спасибо современным технологиям. И тем не менее… Если гоняешься в чемпионате мира – ты истинный альфа! Ты делаешь то, из-за чего любой парень, окажись на твоем месте, в кокпите того же болида, испугается до смерти и свернет на обочину. Вся эта атмосфера мужества, бесстрашия, покорности автоспортивным богам – это цепляет миллиарды фанатов и делает тебя уникальным. Отсюда – соответствующий имидж. Брутального, рискового мачо. А Хэмилтон – он и здесь не такой.
Его эксперименты с прическами – то французские косички, то рыжие кудри, то мелированные волосы… Его сережки – с крестиком на мочке левого уха. Его пирсинг в носу… Льюис не похож на пилота. Он даже просто на спортсмена не похож. Скорее – на поп-звезду. Фронтмена какой-нибудь группы, популярной у школьниц. И это сильно вводит в заблуждение простых зрителей. При этом Хэмилтон – жесткий боец, который следует принципу: «вижу цель – не вижу препятствий». Он не заложник собственного имиджа. Он выше этого имиджа. Шумахер славился кривой, но обаятельной улыбкой. Кими Райкконен – непроницаемым выражением лица после побед. Обесцвеченные волосы Жака Вильнева вызывали у всех лишь ухмылку по поводу желания канадца как-то напомнить о себе после победы в 1997-м (потом ведь никаких успехов не было). А Льюис – он просто выглядит так, как хочет. Он научился разделять то, что на трассе, и то, что за пределами трека. А если на трассе он – лучший, то почему кого-то должно волновать, как этот парень себя украшает? Хоть пирсингом в носу, хоть сережками, хоть косичками.
Казалось бы – мелочь. Но так себя ведут лишь исключительно уверенные в себе люди. А Хэмилтон – он из таких.
ПИЛОТАЖ
Тут должно быть что-то про то, что Себастьян Феттель на отличной машине – лучшей в «Феррари» за последние 10 лет! – допускал слишком много ошибок, а Хэмилтон – нет. Или что в «Мерседесе» в текущем сезоне изначально делали ставку на Льюиса, отведя Валттери Боттасу роль Санчо Пансо при Доне Кихоте, поскольку понимали – ни таланта, ни характера, ни амбиций финну для титула не хватит, а у британца их с избытком. Это все правда. Но можно резюмировать короче.
Льюис всегда гонялся с сильными партнерами. Начиная с Алонсо, продолжив Баттоном и Росбергом, заканчивая (на данный момент) тем же Боттасом. И только дважды партнерам проиграл. Дженсону – еще в «Макларене», в 2011-м (когда о титуле речи не шло), и Нико (в 2016-м – когда немец стал чемпионом). Он не всегда был однозначным первым номером. В отличие от того же Шумахера. Он выгрызал зубами право считаться сильнейшим в команде! И делал все, чтобы у боссов не было сомнений – на кого делать ставку и для кого работать всей «конюшне». Этот сезон – апогей развития Льюиса. Он не ошибался от слова «никак». Он безупречно использовал все свои шансы. В каждой гонке. В борьбе за любую позицию. Он не допускал столкновений, как Феттель. Он не прогибался под прессингом. Он избегал малейших ошибок. Он филигранно пилотировал в любых условиях, включая самые сложные (под дождем в Монце или в сумерках в Сингапуре). Он был реально крут!
Льюис Хэмилтон и Себастьян Феттель
Намного лучше Феттеля. Который прессинга битвы за титул не выдержал. И если будете в Италии – не называйте фамилию Себа. Услышите много «непереводимой игры слов». Ведь там – в стране, где «Феррари» – религия, особенно остро воспринимают неудачи «Скудерии». А имя этим неудачам – Себастьян.
В битве двух четырехкратных за звание пятикратного в текущем сезоне Льюис просто был лучше. Без скидок на командную тактику, превосходство команды (весьма спорное, кстати – по крайней мере, на протяжении первых 15 Гран-при), лояльность судей и предпочтений организаторов чемпионата. Сейчас у Хэмилтона – 71 победа в гонке (2-й результат в истории), 5 титулов (2-3 места), 110 подиумов (2), 78 поул-позиций (1). Он – не просто элита. Он – объективно! – второй в истории среди всех лучших.
И главное – у него есть шанс стать первым.