Она ломает судьбы или правила? Феномен Этери Тутберидзе в отечественном спорте - «Фигурное катание» » Спорт - Мира
Спорт - Мира » Спорт » Коньки » Она ломает судьбы или правила? Феномен Этери Тутберидзе в отечественном спорте - «Фигурное катание»
Она ломает судьбы или правила? Феномен Этери Тутберидзе в отечественном спорте - «Фигурное катание»

Ее фигуристки не знают равных на мировой арене. О ее методах спорят, а некоторые – готовы просто проклинать. Но факт остается фактом: только ее ученицы штампуют победу за победой в фигурном катании.05 августа 2022 23:09автор: автор фото: Соцсети Этери Тутберидзе ПОГОЛОВЬЕ ТРЕНЕРОВ В спорте нет
Она ломает судьбы или правила? Феномен Этери Тутберидзе в отечественном спорте - «Фигурное катание»
Ее фигуристки не знают равных на мировой арене. О ее методах спорят, а некоторые – готовы просто проклинать. Но факт остается фактом: только ее ученицы штампуют победу за победой в фигурном катании.05 августа 2022 23:09автор:
автор фото: Соцсети Этери Тутберидзе

ПОГОЛОВЬЕ ТРЕНЕРОВ

В спорте нет профессии важнее тренерской. Любой талант, будь он хоть вселенских масштабов, сам по себе в чемпиона не вырастет – сначала кто-то должен его найти, а потом научить. Кататься по льду на коньках или бить по футбольным воротам, а также многому другому — стойкости, максимализму, порой даже жестокости. Растить спортивных звезд – особая форма педагогики, она требует качеств то школьного учителя, то психотерапевта, а то и боевого командира.

Феномен Этери Тутберидзе мы обсуждаем вместе с коллегами из нашего партнерского издания «Плеймейкер».

По «поголовью» классных тренеров фигурное катание – спорт №1 в России. Это основа наших побед, если хотите, плодородная почва, на которой растет все — хоть палку воткни. Смущает лишь то, что в тренерской элите нашей «фигурки» до сих пор доминируют мэтры еще советских времен – Алексей Мишин, Тамара Москвина, Татьяна Тарасова.

Нет, специалисты средних лет и младше в стране тоже есть. Но они в основном пребывают на вторых ролях и до самой верхушки почти не добираются. Отчасти потому, что в конце ХХ века многие из здешних уехали за бугор и добивались успеха уже там — как Марина Зуева, Рафаэль Арутюнян, Игорь Шпильбанд. Их второй, тренерской родиной стала Америка.

Сверхуспешная Тутберидзе, которой нет и 50-ти, напрочь выбивается из этой картины.

ТЕРАКТ В ОКЛАХОМЕ

Чаша США 90-х ее тоже не минула: поехав за океан на заработки с балетом на льду, Тутберидзе угодила в серьезный переплет. Половину труппы задержали на границе из-за документов, остальным пришлось ждать их целый месяц, а когда дождались, гастрольного контракта уже не было, его расторгли.

Двадцатилетняя девушка очутилась в чужой стране одна, без гроша в кармане. Тутберидзе мыкалась по ночлежкам для бездомных, а в 1995-м едва не погибла по время теракта в Оклахома-Сити – бомба, унесшая 168 жизней, была заложена через дорогу от ее тогдашнего пристанища. В момент взрыва Этери шла умываться и выскочила на улицу в чем была, с зубной щеткой в руках. На «автопилоте» она прибилась к какому-то пожарному — тот оказался добрая душа, пустил горе-фигуристку к себе пожить и даже помог найти первую работу.

Работа, впрочем, была так себе — развлекать публику на катке в парке. Но Тутберидзе было не до жиру. Она выступала с таким же «гастарбайтером» Николаем Аптером — по счастью, у него имелся опыт парного катания и вдобавок ладонь «величиной с табуретку». С акробатическими поддержками проблем не возникало.

Вскоре Тутберидзе вышла за Аптера замуж, и постепенно их дела стали налаживаться. Пошли нормальные шоу, потом они открыли свою школу в Сан-Антонио. Где-то к 2000 году Этери поняла, что тренировать – это ее. Привыкла к американской жизни, обросла друзьями, стала забывать русский язык…

ОПЯТЬ ВСЕ С НУЛЯ

«В глубине души я чувствовала: чего-то не хватает. Будто все еще стою на перроне и жду поезда, — вспоминала Тутберидзе в одном из интервью. — Временами наваливалась тоска по дому, по родителям: они стареют, а меня рядом нет. Я стала чаще ездить домой, но это превратилось в муку. Вернувшись в Америку, сразу начинала планировать новый отъезд в Москву, а в Москве знала, что ученики ждут меня в Америке. В конце концов решила: раз уж так разрывает, значит, надо возвращаться. Домой, насовсем».

А дома-то – опять все с нуля. Голодать уже, слава богу, не приходилось, кое-какие деньги она с собой привезла. Зато с работой был швах — в России о «тренере Тутберидзе» по-прежнему никто слыхом не слыхивал. «Цирк на льду» по объявлению в телефонном справочнике — вот и все, что ей тогда удалось найти. Что совершенно не смутило этого «человека-пушечное ядро»: о’кей, цирк так цирк – лишь бы работать.

ЛЕДОВЫЙ ХОГВАРТС

Чем кончилась эта одиссея, всем известно: ныне «бомжиха из Оклахомы» — лучший тренер мира по официальной версии ISU. Железная леди мировой «фигурки», владычица знаменитой школы «Хрустальный», чьи девочки уже семь лет подряд выигрывают главные турниры года — будь то Олимпиада, чемпионат мира или, как в «коронавирусном» сезоне-2019/20, финал Гран-при. Кстати, в этой серии ее фигуристки три года не проигрывают даже отборочных турниров. Они вообще ничего не проигрывают! Если участвует кто-то от Тутберидзе, остальные могут сразу курить бамбук, первое место занято. А иногда и весь пьедестал целиком.

Юлия Липницкая, Евгения Медведева, Алина Загитова, Полина Цурская, Элизабет Турсынбаева, Анна Щербакова, Александра Трусова, Алена Косторная, Камила Валиева, Даря Усачева, Майя Хромых, Аделия Петросян, Софья Акатьева – вот лишь краткий перечень «продукции», выданной на гора ее «Ледовым Хогвартсом» за 15 лет. Плюс несколько парней-одиночников (Морис Квителашвили, Даниил Самсонов, Алексей Ерохов, одно время – Сергей Воронов), вторая пара последней Олимпиады Евгения Тарасова/Владимир Морозов и танцевальный дуэт дочери Тутберидзе Дианы Дэвис с Глебом Смолкиным — живут-тренируются они за океаном, но все равно находятся «на балансе» маминой московской школы.

Первая слава пришла к Тутберидзе с победами Липницкой, чью «девочку в красном пальто» из Сочи-2014 вспоминают по сей день. Но тренером-феноменом Этери все-таки сделала другая произвольная, со следующей Олимпиады — золотой «Дон Кихот» Алины Загитовой. Не просто классная постановка, каких в «фигурке» десятки, — это был настоящий переворот.

11 ПРЫЖКОВ ЗА ДВЕ МИНУТЫ

Мало того, что они засунули все прыжки во вторую половину программы. Наверняка, эта идея и раньше кому-то приходила в голову, но отбрасывалась как безумная. Во-первых, кому под силу сделать 11 прыжков за две минуты? А во-вторых, кто захочет смотреть на это «фигурное прыганье» вместо катания? Если даже публика такое не обсвистит, судьи обязательно зарубят на корню.

Ответом на первый вопрос стала Загитова. Чего-чего, а выносливости Алине было не занимать, и Тутберидзе, пару раз порывавшаяся выгнать строптивую фигуристку, все-таки оставляла ее в группе — жалко, должна пригодиться.

Оставалось придумать упаковку. Здесь помогло балетное образование: на танцевальной сцене финал спектакля нередко украшают многократными вращениями-фуэте — по нарастающей, под бравурную музыку. Причем в балете это «кручение оборотов» тоже считается верхом технического мастерства.

Так кто сказал, что нечто подобное нельзя повторить на льду – и что это не будет эффектно смотреться?

Когда Загитова показала своего «Дон Кихота», в кулуарах от ворчания было черным-черно – мол, как это она полпрограммы «ничего не делает»? Зато публика пришла в восторг, и судьям, что важнее, тоже понравилось. Задумка Тутберидзе сработала! А так как за всякий прыжок во второй половине проката полагалась 10-процентная надбавка, то базовая сложность загитовской произвольной автоматически подскочила на 4,5 балла – словно у нее был 12-й, дополнительный, запрещенный для соперниц прыжок.

Согласитесь, есть в этом что-то от научного открытия. Ну, или изобретения — вроде бы все все знают, а потом бац! Кто-то посмотрел на проблему по другим углом, не заморачиваясь общепринятыми барьерами «это невозможно» — и вот пожалуйста, получите решение. С олимпийским золотом впридачу.

ЧЕТВЕРНЫЕ И ВАЛИЕВА

В ответ на Занитову-2018 ISU, почесав в затылке, изменил правила фигурного катания: после Пхенчхана число элементов, поощряемых надбавкой «+10%», ограничили тремя. Но у Тутберидзе уже был готов новый «смертельный удар», на следующем уровне. Выбрав все по максимуму в сфере тройных прыжков, она без задержки двинулась дальше: первой в женском катании поставила на поток «мужские» четверные. Аж до пяти в одной программе, как у Саши Трусовой!

Заметьте, Трусова при этом проиграла – только кому? Естественно, другой фигуристке Тутберидзе. Пусть у Анны Щербаковой четверных было меньше (хотя были же!), зато чистоты, артистизма и вообще фигурного катания – не в пример больше.

Хотя олимпийской чемпионкой Пекина вообще-то «планировалась» не Щербакова и не Трусова, а третья девочка из «Хрустального» — Камила Валиева. Новая чудо-владелица всех мировых рекордов, совмещающая несовместимое: суперпрыжки с балетной хореографией. Именно на валиевское, сверхнеобычное (опять!) «Болеро» Тутберидзе явно делала ставку на Играх-2022.

С «Болеро», увы, не срослось, помешало ЧП – перед Пекином у Валиевой нашли ерундовый, но все-таки допинг. Скандал был дикий, и зарубежные конкуренты вдоволь навытирали тогда ноги о Тутберидзе — они, наконец, дождались!

Одна проблема: золото и серебро — все равно ведь у нее…

Сейчас вот новая беда пришла — санкции. Тут дело покруче, чем с ISU, и тренерский профессионализм вроде как не поможет, хотя… Не удивляйтесь, если о новых победах Тутберидзе мы с вами услышим намного раньше, чем это будет разрешено политиками.

Как? Мы – не знаем, но вот она-то точно что-нибудь придумает.


источник: «Советский спорт»

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle

       


Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика